Обзор вертолета на радиоуправлении: E-flite Blade MCX

Easy enough for a first-time pilot to fly anywhere indoors. Horizon Hobby.
(Вольный перевод - Даже новичок сможет без проблем летать на нем по комнате. Horizon Hobby.)

Blade MCX в полетеПродолжаем наше знакомство с моделями популярных микросоосников. Герой нашего сегодняшнего обзора - без преувеличения самый популярный вертолет для начинающих - E-flite Blade MCX. В отличие от рассмотренного раньше китайского вертолета Nine Eagles Solo, блейд - американский продукт, это предполагает лучшее качество запчастей, более заботливое отношение к покупателю и, к сожалению, бОльшую цену. В отличие от Nine Eagles Solo, данная модель и запчасти к ней имеются в большинстве Московских магазинов радиохобби.

Заводское название модели в RTF комплектации: EFLH2200, в BNF комплектации: EFLH2280.

Вертолет  выпускается в одном цветовом решении - желтом, но опционально доступен белый комплект запчастей - белая канопа и белый хвост с синими декорами. Лопасти и шасси вертолета черные, но опционально можно купить комплект белых, либо белых светящихся в темноте деталей. Также существует разновидность вертолета с другой канопой, хвостом и шасси - E-flite Blade MCX S300. Отличия достаточно значительные, поэтому S300 я решил посвятить отдельный пост. Ну и не следует забывать, что уже достаточно давно в продаже появился E-flite Blade MCX2 - новый улучшенный блейд, так что в случае покупки нового вертолета возможно следует обратить внимание на него.

Blade MCX

Blade MCX размер

Сравнение размеров

Blade MCX с тыла

Вид с тыла

Blade MCX спереди

Вид спереди

Blade MCX сверху

Вид сверху

Blade MCX без канопы

Без канопы

*** На некоторых фотографиях здесь и далее запечатлен mcx с усиленным внутренним валом от mcx2. Причина как всегда банальна - не было под рукой вертолета с родным валом.

Характеристики E-flite Blade MCX:

  • Соосная винтовая схема;
  • Диаметр лопастей: 190 мм;
  • Общая длина: 200 мм;
  • Высота: 120 мм;
  • Вес с аккумулятором: 28 гр;
  • Двигатели: 2 двигателя Ø6 мм;
  • Аккумулятор: однобаночный, 3.7В, 110мАч, Li-PO;
  • Предназначение: полеты в закрытых помещениях;
  • Радиоинтерфейс: подержка протокола DSM2.

Комплект поставки E-flite Blade MCX

В RTF комплект поставки входят:

  • собранный вертолет;
  • аккумулятор 110 мАч;
  • аппаратура управления;
  • зарядник для литий-полимерных аккумуляторов;
  • маленькая крестовая отверточка;
  • набор запасных резиновых колечек и фиксаторов оси сервоприводов;
  • достаточно подробная бумажная инструкция на английском;
  • картонная коробка с пенопластом для хранения и транспортировки;
  • 4 пальчиковых батарейки для пульта, 4 пальчиковых батарейки для зарядника (возможно что не везде).

В BNF комплект входит все то же самое, за исключением аппаратуры управления.

Аппаратура управления E-flite

[ad name="heliblog_inside_square"]

Пульт MLP4DSM, идущий в комплекте с Blade MCX, является младшим в линейке е-флайтовских пультов. Поддержка распространенного протокола DSM2 означает что этот небольшой пультик можно использовать совместно более крупными вертолетами с поддержкой этого протокола, либо наоборот использовать для управления Blade MCX какой-нибудь взрослый серьезный пульт с большим количеством настроек, например Spectrum DX6i. Ознакомиться с совместимостью пультов и вертолетов с поддержкой DSM2 можно на сайте BindNFly.com.

В целом, никаких особенных хитростей у этого пульта нет - 4 канала, цифровые триммеры, возможность переключения между двойными/одинарными расходами.

За пластиковой заглушкой в центре скрывается переключатель режимов Mode1-Mode2. По умолчанию пульт идет с наиболее популярной в среде вертолетов раскладкой Mode2, с помощью этого переключателя пульт можно перевести в Mode1, но остается вопрос подпружиненного правого стика. Судя по всему переставить пружину можно только целиков выпаяв и поменяв местами потенциометры правого и левого стиков. Важное замечание: Для включения пульта необходимо чтобы стик элеватора/элерона находился в центре, поэтому если вы переключили пульт в режим Mode1 - перед включением сдвигайте неподпружиненный стик в центр. Также, в этом случае придется принудительно двигать после включения газ в ноль, так как электроника не будет подавать питание на двигатели пока вы это не сделаете.

У пульта есть возможность включить реверс стиков, делается это следующим образом:

  • триммер элеватора вверх зажать при включении, включить пульт, дождаться музыкальной трели (ждать секунд 10), отпустить триммер - нормальное состояние канала элеватора;
  • триммер элеватора вниз зажать при включении, включить пульт , дождаться музыкальной трели (ждать секунд 10), отпустить триммер - реверсивное состояние канала элеватора;
  • триммер элерона влево зажать при включении, включить пульт , дождаться музыкальной трели (ждать секунд 10), отпустить триммер - нормальное состояние канала элерона;
  • триммер элерона вправо зажать при включении, включить пульт , дождаться музыкальной трели (ждать секунд 10), отпустить триммер - реверсивное состояние канала элерона.

Эти настройки могут понадобиться при использовании пульта с моделью вертолета у которой расположение и устройство серв дает обратные направления сдвигов тарелки перекоса.

Управление в Mode2 производится по стандартной схеме, которую я уже описывал в статье о Nine Eagles Solo.

Левый стик - газ и повороты, правый стик - тангаж и крен.

Нажатие на правый стик в центр - переключение между двойными и одинарными расходами (при двойных расходах красный индикатор горит постоянным цветом, при одинарных - мигает). Внимание, по умолчанию пульт всегда  включается в режиме двойных расходов. Переключение между двойными и одинарными расходами действует как на диапазон хода серв, так и на скорость поворотов и плавность кривой газа.

Левый стик также используется для забиндивания вертолета с пультом, если они не были предварительно забиндены. Для этой процедуры включаем вначале вертолет, затем удерживая левый стик нажатым в центр включаем пульт, отпускаем стик, опускаем его вниз, ждем пока звуковые сигналы прекратятся и вертолет индикацией покажет что связь с пультом установлена.

Дисплея у данной модели аппы нет, определение положения триммеров происходит по звуковым сигналам - при прохождении через нулевую точку триммирования раздается длинный бип, при отклонении в какую-либо сторону меняется тон звука. Конечная граница триммирования определяется как двойной бип. Это, конечно, не так удобно, как графический интерфейс, но в целом особого дискомфорта не доставляет.

Ну и следует также отметить, что пульт сделан достаточно "хватким" и в руках его держать вполне удобно.

Комплектация Blade MCX RTF

RTF комплектация

Аппаратура управления - mlp4dsm

Аппаратура управления

Аппаратура управления mlp4dsm

Аппа, вид сзади

Зарядник для Li-Pol аккумуляторов.

Зарядник E-flite

Зарядник снизу

Вид снизу

Зарядник для аккумуляторов

Зарядник однопортовый, питается от 4-х пальчиковых батареек/аккумуляторов. Это, конечно, не так хорошо как сетевая зарядка, но на мой взгляд лучше чем зарядник встроенный в пульт. К тому же, приложив небольшой колхоз можно приделать к нему шнурок для зарядки от USB, или от внешнего блока питания 5В (узнать про это подробнее можно в статье "Переделка зарядника MCX под USB". В общем-то, разъем у блейда стандартный для однобаночных аккумуляторов (кажется, он называется JST-HX), так что при необходимости проблем с поиском подходящей сетевой зарядки не возникнет.

Индикация заряда происходит  с помощью красного светодиода. При зарядке разряженного аккумулятора светодиод горит постоянным светом, по мере зарядки начинает мигать со все более и более редкой частотой. При полностью заряженном аккумуляторе - гаснет, или очень редко мигает. Что любопытно, мигание совпадает с импульсами тока заряда - горит светодиод, ток идет, не горит - не идет.

Важная особенность: Если прошло много времени, а светодиод не гаснет, или вы вынули аккумулятор из гнезда, а он продолжает гореть - значит подсели батареи/аккумуляторы в заряднике и их пора менять.

Если разобрать зарядник, внутри можно найти подстроечный резистор ограничения тока заряда. По умолчанию, ток заряда больше (составляет где-то 2С)  рекомендованного для зарядки Li-Pol аккумуляторов (безопасным и не вредным для продолжительности их жизни считается ток не более 1С), однако это стандартная практика для заряда однобаночных малоемких аккумуляторов, поэтому крутить этот резистор следует только четко понимая с какой целью вы это делаете.

Инструкция

Прилагающаяся бумажная инструкция на английском достаточно подробна и описывает все нюансы эксплуатации и обслуживания. Очень рекомендую почитать ее перед использованием вертолета.

Не забывайте про 2 момента: всегда сначала включается пульт, потом вертолет, при этом газ у пульта должен быть сброшен в ноль; после включения аккумулятора в вертолет ставьте его на пол и не трясите, пока не проинициализируется гироскоп (2-3 секунды).

Режим работы индикаторов на плате электроники, отсечка

На плате электроники находится красный светодиод индикации.

Режим работы у него такой:

  • быстро мигает - нет связи с передатчиком, или идет процесс инициализации гироскопа;
  • горит постоянным светом - связь с передатчиком установлена;
  • мигает - аккумулятор вертолета разряжен, срабатывание "отсечки".

Если индикатор горит постоянным светом, а двигатели не запускаются - убедитесь, что газ сброшен в ноль и триммер газа не задран вверх.

У MCX есть режим отсечки, но реализован он достаточно грубо. Если в полете вы заметили что светодиод индикации на плате вертолета начал мигать - значит через несколько секунд ваш вертолет достаточно жестко приземлится. Литий-полимерные аккумуляторы не любят глубоких разрядов, видимо поэтому сделана предусмотрена такая защита.

Родные аккумуляторы E-flite 110mAh

Родные аккумуляторы E-flite 110mAh

Внутреннее устройство Blade MCX

Внутреннее устройство

Blade MCX без канопы, вид сзади

Вид сзади

Плата 5в1 - приемник, гироскоп, управление сервами и моторами

Плата 5в1

Blade MCX, вид на сервы

Вид на сервы

Характерные особенности модели Blade MCX

Блейд MCX - действительно очень стабильный вертолет с плавной хорошо настроенной кривой регулировки газа, но есть у него небольшая неприятная особенность - при резком газе на 100% и наборе высоты его немного закручивает. Мое мнение - это связано с несовершенством гироскопа и его малой чувствительностью. Если взять Nine Eagles Solo, у которого в некоторых версиях поставки гироскоп очень чувствителен (засчет чего у вертолета очень маленькая скорость поворотов), то мы увидим что он очень стабилен при подгазовках на 100%, но если у него ослабить чувствительность гироскопа и сделать ее на уровне MCX, то начинает наблюдаться точно такой же эффект. Эффект может усиливаться при погнутости лопастей, валов, а также при использовании старых подубитых аккумуляторов, либо при не очень хорошем состоянии моторов (все же слишком многие грешат на моторы, хотя часто дело не в них. Я бы на первое место поставил бы кривые лопасти).

Вторая характерная особенность блейда - вместе с ним нежелательно использовать аккумуляторы длиной больше стандартных. Крепление аккумуляторов сделано таким образом, что если он будет длиннее - он упрется в шестеренки серв блокируя их. Вставлять аккумулятор не до конца просто неудобно, к тому же при этом смещается назад центр тяжести, а центр тяжести - очень важная штука для вертолета.

Blade MCX - самый тихий соосник из всех что у меня были. "Виной" тому, наверное хорошее качество пластмассы канопы и деталей.

В креплении флайбара имеется фиксирующий винт, благодаря которому флайбар при авариях не вылетает из вилки, но повышается шанс сломать саму вилку. Винт следует держать затянутым, но не до такой степени, чтобы это создавало проблемы качанию флайбара.

При излишне резких маневрах случается перехлест оси стабилизатора (флайбара) с верхними лопастями, что приводит к падению вертолета. Но это "беда" очень многих вертолетов (в том числе и Nine Eagles Solo). Решение простое - не делать резких маневров. 🙂 Впрочем, можно также укоротить флайбар со всеми вытекающими из этого последствиями - ухудшением стабилизации и повышением максимального угла наклона вертолета и его скорости.

Краш-пак

Самым слабым место данной модели безусловно является внутренний вал. Любой серьезный удар флайбаром о что-либо приведет к поломке его вилки крепления на внутреннем валу. К счастью, есть прекрасный и удобный выход - усиленный внутренний вал от Blade MCX2. Головка этого вала сделана гораздо толще, чем у стокового, так что заменив эту деталь о проблеме можно забыть.

Остальные детали блейда достаточно надежны, поэтому я не могу рекомендовать покупать что-либо сразу в краш-пак. Тут уж как повезет - могут сломаться шасси, флайбар, может отлететь шарик крепления тяги с верхней лопасти (это не критично, есть еще второй на другой стороне), могут быть проблемы с сервами, или моторами. Если хотите сразу серьезно затариться запчастями - стоит взять запасной флайбар (можно сразу от mcx2), верхние лопасти, шасси, моторы (все это в дополнение к внутреннему валу от MCX2, конечно).

Обратите внимание на следующую особенность - при авариях у блейда иногда расходится на 2 части тарелка перекоса (там 2 детали, одна втулка запрессована в другую), если вертолет после аварии несет в сторону - первым делом проверьте именно тарелку. Ее хвостик должен сидеть в вилке, а ее верхняя и нижняя часть должны прилегать друг к другу. Если тарелка разошлась - просто сожмите ее пальцами обратно. Если такое повторяется слишком часто - можно аккуратно подклеить одну втулку к другой (осторожно, чтобы клей не попал в подшипник), попробовать уплотнить маленьким куском скотча, либо аккуратно развальцевать внутреннюю втулку паяльником

В целом, Blade MCX с усиленным валом от MCX2 - очень крепкий вертолет!

К сожалению, даже с учетом американского происхождения (правда, китайского производства 🙂 ) и высокой цены иногда встречаются отзывы о невысоком качестве деталей, или о браке электроники в новых вертолетах. Правда следует учесть, что модель безумно популярна, а значит и процент таких отзывов по сравнению со счастливыми обладателями не знающими проблем очень мал.

Самое худшее что может случиться - повреждение платы электроники, поэтому берегите ее, не летайте со снятой канопой! При падениях гасите двигатели в ноль. Обесточивайте заклинившие сервы.

Внутренние валы Blade MCX

Отличия внутренних валов

Флайбары для MCX

Отличия флайбаров

Тарелки для MCX

Различия тарелок перекоса

Разобранная тарелка MCX

Разобранная тарелка MCX

Длинные аккумуляторы на MCX

Неудобство длинных аккумуляторов

Рекомендуемые апгрейды E-flite Blade MCX

На эту модель выпускается куча апгрейдов от всяких сторонних фирм, в том числе апгрейды на металлические детали и различные варианты дизайна канопы и хвоста. Честно сказать, я не вижу смысла в большинстве из них, но есть несколько простейших апгрейдов которые будут стоить очень дешево и позволят хорошенько разогнать вертолет когда его стоковая скорость надоест.

Итак, рекомендуемые мной апгрейды - это:

  • внутренний вал от MCX2 (для живучести);
  • тарелка перекоса от MCX2 (опциональные длинные рычаги) или от MSR (опциональные длинные рычаги и металлическая центрирующая шаровая опора внутри);
  • флайбар от MCX2 (он короче чем у MCX).

С этими деталями скорость полета уже приятно повысится. Для дальнейшего разгона надо еще более укорачивать или облегчать флайбар и удлинять/укорачивать соответствующие рычаги тарелки перекоса. При установке тарелки от MSR возможно придется слегка переместить вниз крепление нижних лопастей. Впрочем, тарелка прекрасно встает и так, но частенько склонна расходиться на 2 части, так что ее состояние нужно регулярно проверять.

Можно использовать и апгрейднутые тарелки сторонних фирм для MCX, судя по всему у них еще более длинные рычаги; либо можно сколхозить что-нибудь с рычагами родной тарелки.

Если есть желание сделать еще более "экстремальный" вертолет - грузики флайбара можно облегчить подточив надфилем или дремелем. Любопытно, что грузики состоят из двух частей, внешнюю из которых легко откусить. К сожалению, внешняя часть пластмассовая и ее откусывание на характеристики флайбара сильно не влияет, за исключением того что вероятность перехлеста уменьшается и улучшается внешний вид.

Кстати, одним из плюсов поддержки протокола DSM2 является то, что используя для управления вертолетом серьезный пульт можно слегка "разогнать" вертолет уже одними только настройками без вмешательства в конструкцию.

Промо-видео

Инструкция

PDF Скачать инструкцию на английском к E-flite Blade MCX (1,5 Мб, английский язык)

Клоны

В качестве основного конкурента MCX я в основном упоминал Nine Eagles Solo. Но есть еще 2 китайских вертолета которые с гораздо большей уверенностью можно назвать дешевыми клонами MCX. Это Hawk 2.4Ghz Micro Coaxial Heli w/ 2.4Ghz Tx  и 2.4Ghz Micro Coax Helicopter 4 Channel. Оба вертолета производятся компанией-магазином Hobbyking и примечательны прежде всего низкой ценой. К сожалению о качестве изготовления и летных характеристиках мне мало что известно.

Резюме

E-flite Blade MCX - действительно отличный выбор для новичка - крепкий, стабильный, красивый, бесшумный, с удобным пультом. Имеет только одно слабое место - хрупкий стоковый внутренний вал, но эту проблему легко решить заменой на вал от MCX2. Для опытных же пилотов есть прекрасная возможность неплохо разогнать свой вертолет заменой всего лишь двух деталей - тарелки и флайбара. Единственный недостаток блейда - высокая цена по причине американского происхождения. К счастью, для многих людей (в том числе и для меня) восстановление и продажа б/у блейдов стали своего рода хобби, поэтому сейчас без проблем можно купить б/у блейд в прекрасном состоянии по цене лишь чуть дороже Соло, это может быть неплохим вариантом. Детальное сравнение между этими вертолетами я произвел в этом обзоре.

Ищете где недорого купить нормальный б/у вертолет? Загляните на страницу "Продажа вертолетов!"

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Вам мелочь, а мне новые посетители!

Похожие записи:

Использование материалов сайта разрешается с согласия автора при условии обязательной ссылки на сайт https://heliblog.ru

14 комментариев к записи “Обзор вертолета на радиоуправлении: E-flite Blade MCX”

  • edo пишет:

    При излишне резких маневрах случается перехлест оси стабилизатора (флайбара) с верхними лопастями, что приводит к падению вертолета. Но это “беда” очень многих вертолетов (в том числе и Nine Eagles Solo). Решение простое – не делать резких маневров. 🙂 Впрочем, можно также укоротить флайбар со всеми вытекающими из этого последствиями – ухудшением стабилизации и повышением максимального угла наклона вертолета и его скорости.

    а если немного ограничить свободный ход флайбара, надев например термоусадку на основание “рогов” внутреннего вала?
    так и крашестойкость этих “рогов” повысится, станет почти как у mcx2 😉

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    С этими вертолетами каждый заморачивается кто как хочет. 🙂 Я не могу описать и перепробовать все варианты (да и не хочу).
    В общем, широкое поле экспериментов – это еще одно из достоинств данного хобби 😀

    Ответить на комментарий

  • Waterfly пишет:

    А можно ли к пульту от МСХ или МСХ2 подключить юсб кабель для соединения с компьютером и полетов в симуляторе?

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Нет, нельзя.

    Ответить на комментарий

  • Руслан пишет:

    Виталий,
    приобрел вертолет blade mcx2 – летал пару недель нормально, но в один момент перестал реагировать на левый стик. Хотя на правый реагирует изменяя углы наклона нижнего винта.
    Я попробовал заново сделать привязку пульта к вертолету – после завершения процедуры винты начинают вращаться, при этом газ убран до нуля. Вертолет живет своей жизнью. Однако начинает реагировать на движение стика газа и взлетает. Однако полностью прекратить вращение винтов не получается – останавливаются только после отключения пульта.

    Что могло произойти ума не приложу – возможно я слишком надолго оставил на подзарядку акуумулятор (ночь), может дети уронили, но утверждают что не трогали.

    Посоветуйте куда копать, пожалуйста

    Ответить на комментарий

    Руслан ответил:

    разобрался сам – нужно было кликать throttle trimmer до нижнего значения. после этого все заработало

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    🙂

    Ответить на комментарий

  • Андрей пишет:

    Возможно ли соединить blade mcx с пультом spektrum dx4e? В инструкции к вертолету написано dx5e/dx6e/итд. хотя mcx 4-канальный.

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Андрей, возможно! DX4E просто вышел сравнительно недавно (где-то в марте 2011), поэтому в инструкции на MCX про него ничего не сказано.
    Хоть я и сильно припоздал с ответом, решил что лучше поздно чем никогда. 😉

    Ответить на комментарий

  • LarsNor пишет:

    Решился приобрести сие чудо техники.
    Возник вопрос:

    http://www.rc-shop.amocs.ru/product_info.php?cPath=32_47_164_129&products_id=7722

    стоит брать?

    Ответить на комментарий

    LarsNor ответил:

    И вот это

    http://www.rc-shop.amocs.ru/product_info.php?cPath=37_39&products_id=7274

    я так понимаю, оно в гнездо стандартного зарядного устройства подключается?

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Нет, там другой разъем. Имеет смысл только если есть зарядник поддерживающий бОльшие токи зарядки и есть переходник на этот разъем. Про аккумуляторы ничего не могу сказать. Обычные дешевые аккумуляторы.

    Ответить на комментарий

    LarsNor ответил:

    Не могли бы вы посоветовать зарядник под это дело, желательно с того-же сайта. А то я совсем не шарю в этом…

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Если только для MCX, то удобнее всего четырехпортовая Celectra (как она выглядит можно посмотреть в статье про MSR: https://heliblog.ru/mikrovertolety/e-flite-blade-msr-legenda-komnatnoj-mikroklassiki.html ).
    Если есть планы на дальнейшие радиомодели, то можно сразу купить универсальный типа такого: https://heliblog.ru/aksessuary/obzor-zaryadnika-akkumulyatorov-turnigy-accucell-6.html и тот шнурок на который была ссылка. Не так удобно как простая Celectra на 4 порта, но можно использовать с чем угодно.

    Ответить на комментарий

Прокомментировать