Обзор вертолета E-flite Blade MSR – легенда комнатной микроклассики

Fast. Agile. Fun. Horizon Hobby inc.
(Вольный перевод - Быстрый. Резкий. ПрЕкольный. Horizon Hobby inc.)

E-flite Blade MSR

В конце 2009 года Horizon Hobby выпустила модель вертолета классической схемы весом всего 28 грамм, создав в среде микровертолетов новую нишу - ультралегкую микроклассику.  Несмотря на фиксированный шаг и коллекторные моторы, модель вызвала живейший интерес у любителей вертолетов маленького формата.  Буквально через несколько месяцев китайская компания Nine Eagles традиционно выпустила свой ответ - Nine Eagles Solo pro чуть отличающийся по конструкции, но очень близкий по тех. характеристикам. Этот вертолет также обрел своих поклонников. За 2 последующих года популярность этих моделей только росла, фактически им не было аналогов в этой нише. На них можно летать дома и на улице (в небольшой ветер), их можно брать с собой куда угодно, они настолько крашеустойчивы, что легко переживают падения на асфальт и главное - они безопасны для окружающих предметов и людей. За эти 2 года были исписаны тысячи страниц на различных форумах, придумана куча апгрейдов, как заводских, так и народных.

Совсем недавно, в начале этого года, китайский бренд Align правящий в мире большой классики решил отхватить себе кусочек в это нише - свет увидел Algin T-Rex 100.  Конструкция его в чем-то похожа на MSR, в чем-то на Solo Pro, а характеристики очень близки к ним. Но фуррора не получилось. Спустя всего несколько месяцев Horizon Hobby сделала очередную революцию - анонсировала свой Blade MCPX, вертолет чуть больших размеров чем MSR, но с коллективным шагом и безфлайбарной головой. Он гораздо лучше справляется с ветром, его поведение куда ближе к "реальной" классике и на нем можно делать несложное 3D, поэтому его поведение вызвало еще больший интерес, чем появление MSR в свое время. Многие фанаты MSR и Solo pro с приходом MCPX забросили своих верных друзей на полки. Тем не менее, эти модели еще рано списывать со счетов, ведь их ниша все же немного отличается от ниши MCPX. MCPX чуть больше и тяжелее, поэтому в комнате ему еще более тесно чем нашим героям. Лопасти у него вращаются с большей скоростью и ими уже можно пораниться или разбить что-нибудь ценное. Время полета ниже. Цена выше. Управление сложнее (не все хотят заморачиваться с коллективным шагом, да и 3d не всем нужно). Таким образом, MCPX все же представляет собой следующую ступень для пилота после вертолетов класса MSR, Соло про или Т-рекс 100.

Это был краткий экскурс в историю, теперь вернемся к герою нашего обзора. Что из себя представляет MSR?  Это маленький легкий вертолет классической схемы. Его поведение не лишено недостатков, как говорят: на нем можно или спокойно висеть, или нестись куда-нибудь с безумной скоростью. Выполнять какие-либо высокоточные маневры на нем проблематично. Ему присущи также такие моменты как "качели" (раскачивание и обратный ход при остановке), неравномерность отклика при резком ускорении, полет по прямой чуть боком и некоторая непредсказуемость поведения. Надо отметить, что эти недостатки в той или иной степени присущи всем вертолетам этого класса, поскольку вызваны физическими законами, а также компромиссами между размерами, весом и ценой. Большинство деталей этих вертолетов - пластиковые, зазоры в них достаточно большие и во многом компенсируются центробежными силами. Улучшить поведение можно используя "тюнинговые" детали, а также используя хорошую аппаратуру управления настроенную под себя.

E-flite Blade MSR

Blade MSR - Сравнение размеров

Сравнение размеров

Blade MSR - вид с тыла

Вид с тыла

Blade MSR - вид спереди

Вид спереди

Blade MSR - вид сверху

Вид сверху

Blade MSR без канопы

Без канопы

Характеристики:

  • Микроклассика с фиксированным шагом лопастей;
  • Диаметр лопастей: 180 мм;
  • Общая длина: 190 мм;
  • Вес: 28 гр;
  • Двигатели: 2 двигателя - основного ротора и хвостового ротора;
  • Аккумулятор: однобаночный, 3.7В, 120аАч, Li-PO.

Комплект поставки

Blade MSR продается в 3 вариантах комплектации: RTF, BNF, AF (только вертолет). В RTF комплектацию входят:

  • собранный вертолет;
  • 2 аккумулятора 120 мАч;
  • аппаратура управления MLP4DSM;
  • Четырехпортовый сетевой зарядник Celectra с блоком питания (обычно под американские розетки, поэтому нужен переходник на наш стандарт;
  • инструкция на английском;
  • комплект запчастей (маленькая отверточка, запасной флайбар, хвостовой винт, 2 запасных тяги, 4 запасных колечка для канопы, высокоточное приспособление для калибровки тарелки автомата перекоса);
  • картонная коробка;
MSR, коробка для RTF и BNF версии

Коробка для RTF и BNF версии

MSR внутри коробки

Внутри коробки

MSR, комплектация RTF

Комплектация RTF

Комплектные запчасти к MSR

Комплектные запчасти

Аппаратура управления Blade MSR

Как видим, в комплекте с MSR идет абсолютно тот же пульт, что и с MCX. Поэтому за описанием его возможностей отправляю вас в статью про Blade MCX.

Важное замечание!  MSR гораздо ближе к "взрослым" вертолетам, чем MCX, поэтому многие управляют им с хорошего пульта. При этом некоторые могут даже не догадываться, что управление переключением режима одинарных/двойных расходов у этих вертолетов организовано через 5-тый канал. Если его значение выше 60% - это двойные расходы; ниже - одинарные.

Зарядник для аккумуляторов Blade MSR

В отличие от аппы, зарядка для аккумуляторов идущая в комплекте кардинально отличается от используемой в комплектации MCX. Мессер комплектуется 4-хпортовым сетевым зарядником Celectra. По электронной части он вряд ли сильно отличается от MCX'ного и по сути представляет собой 4 электронные схемы упакованные в один корпус и питающиеся от прилагающегося блока питания. Надо сказать, что использовать такой зарядник гораздо удобней, чем однопортовый несетевой. Конечно, более дорогие высокоточные зарядники возможно и будут полезнее для ваших аккумуляторов. Но заряжать такие маленькие аккумуляторы по одному - непозволительная роскошь, а для одновременной зарядки нескольких аккумуляторов придется делать параллельное или последовательное подключение, которые имеют свои недостатки. Поэтому наличие 4-х отдельных портов в данном случае - огромный плюс и удобство. 

Зарядник имеет также отсек для питания от 4-х батареек размера D на случай мобильного автономного использования в полевых условиях.

Если разобрать зарядник, как и в случае с зарядником от MCX, мы увидим 4 подстроечных резистора для регулировки величины тока заряда. Хочу сделать небольшое уточнение по этому моменту - опыты форумчан показывают что никаких видимых плюсов и увеличения времени жизни аккумуляторов при подкрутке этих резисторов, увы, выявить не удалось, поэтому лучше их не трогать.

Подходящие аккумуляторы для Blade MSR 

MSR комплектуется такими же аккумуляторами, как и MCX. Пусть вас не смущает разность в цифрах 110 и 120 мАч, это абсолютно одинаковые аккумуляторы (видно если оторвать наклейку). Но в отличие от MCX, MSR дает нам большую свободу в использовании аккумуляторов сторонних фирм. Причин этому две. 1. У него более удобно сделан крепеж аккумулятора к шасси. Длинные аккумуляторы не блокируют шестеренки серв как в MCX, к тому же теперь можно смещать положение аккумулятора вперед-назад регулируя таким образом центр тяжести. 2. Тяговооруженность у MSR больше, чем у MCX. Поэтому он не так критично относится к тасканию тяжелых аккумуляторов, ему главное чтобы аккумулятор выдавал положенный ток и не просаживал слишком сильно напряжение под нагрузкой.

Самые популярные аккумуляторы для MSR:

  • Штатные E-flite'овские. E-flite выпускает 2 типа аккумуляторов подходящих к MSR - на 120 мАч и на 150 мАч. Второй заметно длиннее и тяжелее, поэтому я не рекомендую его использовать, хотя многим он нравится. С ним вертолет летает более "кирпично" и чуть дольше чем со штатным на 120 мАч;
  • Турниджевские с хоббикинга. Turnigy 160mAh 1S и Turnigy nano-tech 160mah. Самые дешевые аккумуляторы которые только можно найти. При этом вполне неплохие по характеристикам. Новый турниджевский аккумулятор на 160 мАч способен дать больший ток, чем новый штатный ефлайтовский на 120 мАч, при этом размеры и вес у них лишь чуть-чуть больше чем у штатных. Из минусов - многие утверждают что у них меньшая продолжительность жизни. Тем не менее, при такой цене - это все равно кандидат на лучший выбор. Нано-теч'евский аккумулятор чуть толще просто турниджевского, поэтому его не так удобно вставлять в шасси (будет немного удобней, если оторвать наклейку). Также можно найти в продаже еще более дешевые аккумуляторы этих фирм на 130 и 138 мАч, но для MSR они слабоваты, лучше брать на 160 мАч;
  • Если вам нужна максимальная производительность и время жизни - ваш выбор аккумуляторы Hyperion и Thunder Power. Они чуть дороже штатных, но по отзывам лучше их как в плане стабильности токоотдачи, так и в плане продолжительности жизни. 
Сетевой четырехпортовый зарядник Celectra

Комплектный зарядник

Зарядник MSR, отсек для батареек

Отсек для батареек

Аккумуляторы для MSR

Аккумуляторы для MSR

Особенности управления вертолета Blade MSR

По своему поведению MSR не являет собой чистую классику, а гораздо больше похож на соосник: если отпустить стики  - он выравнивается, хоть и с большой задержкой. Поэтому, по управлению, это что-то среднее между соосником и чистой классикой - вертолет нужно "тормозить" наклоняя назад, но для движения в сторону стик надо держать.

Вертолет предназначен как для полетов внутри помещений, так и на улице. В комнатах, конечно, на полную мощь на нем не развернуться (вернее для этого нужен очень большой профессионализм в управлении), но вполне можно летать и совершать несложные маневры. Основные краши внутри помещений происходят по причине лихачества. На улице в хороший безветренный день MSR способен показать все на что способен. Небольшой ветер вертолет переносит, но с более сильными порывами лучше не летать - вместо удовольствия получаем сплошную борьбу с ветром. Против ветра вертолет лучше всего идет "галсами" под  углом. На ютубе есть видео как на этом вертолете делают мертвую петлю (по самолетному, с разгона), хотя для фиксированного шага лопастей это скорее извращение, чем  элемент пилотажа. 

При этом, МСР - достаточно капризный аппарат. Небольшая разболтанность, погнутость, или заедания в узлах головы приводят к потере точности управления  и стабильности зависания. Со временем пластиковые детали истираются, зазоры между ними увеличиваются, что также приводит в большей "расхлябанности" вертолета.

При взлете вертолет тянет в сторону - это нормально для классической схемы, надо либо компенсировать увод стиком, либо просто резче взлетать.

Конструкция вертолета E-flite Blade MSR

Тех кто впервые увидел МСР в полете немного смущает то, что он висит не совсем горизонтально, а немного боком. Это не дефект, так и было задумано. Ось вала основного ротора слегка наклонена под углом чтобы компенсировать боковой снос от тяги хвостового ротора.

Также многих смущает загнутость концов лопастей ОР вверх. Это также не баг, а фича. Есть мнение что это сделано с целью повысить устойчивость вертолета взамен небольшого проигрыша в тяге. Впрочем, говорят что некоторые партии лопастей не имеют этого загиба.

Внешне вертолет выглядит очень компактно и стильно. Существуют 2 заводских раскраски - бело-синяя и красно-синяя, кроме есть несколько вариантов канопы для апгрейда от сторонних производителей. Канопа сделана очень добротно - толстая, но эластичная, имеет штамповку повышающую жесткость и улучшающую внешний вид. Резиновые колечки зафиксированы в ней  и так просто их не потерять.

Крепление лопастей сделано подвижным. Лопасти не складываются, но немного сдвигаются в сторону, поэтому задев на МСРе, например, стену он от нее отскочит как резиновый мячик и продолжит полет.
Затягивать лопасти слишком сильно не нужно, но и совсем разболтанными их держать не стоит.

Индикация платы электроники аналогична таковой на Blade MCX и MCX2 - на плате имеется синий диод, который часто мигает при отсутствии радиосвязи, горит при наличии радиосвязи и редко мигает при разряде аккумулятора. Мягкая отсечка имеется в наличии - при достижении порогового напряжения вертолет плавно снижается.

Тарелка автомата перекоса имеет внутренний металлический подшипник скольжения и опциональные длинные рычаги. Таким образом, вместе с одинарными/двойными расходами пульта, есть 4 уровня  настройки скорости вертолета. Правда, по отзывам пользователей одинарные расходы пульта включать все же не рекомендуется - может не хватить резвости для маневра.

Голова MSR

Голова MSR

Хвост MSR

Хвост MSR

MSR 5in1

Плата 5в1

Вид на внутренности MSR

Вид на внутренности

Внутренности MSR

И еще один

Предустановленные миксы.

Производитель внес в прошивку предустановленный микс руддер-елеватор: при использовании руля дергается серва элеватора. Из-за этого при медленном поворачивание вертолета по часовой стрелке вокруг своей оси, он начинает делать небольшой круг. Необходимость этого микса не особо ясна, ну да ладно, производителю виднее. Если что, от него можно избавиться хитрым программированием пульта. 

Краш-кит Blade MSR

При тех скоростях которые развивает мессер в случае "удачной" аварии ему мало что может помочь. Были случаи разлома рамы пополам и даже отрыва некоторых SMD компонентов с платы электроники. Но это, конечно, экстрим. А при небольших обыденных крашах можно примерно сказать следующее:

  • на первом месте в списке необходимых деталей стоят держатели лопастей, шасси, рама (ломаются штырьки на которых держится канопа), хвостовой мотор и хвостовой винт (хвост в сборе с мотором и винтом продается как одна деталь). В ранних версиях вертолета часто вылетала задняя крышка мотора, позже ее стали дополнительно фиксировать, но все же вероятность выхода из строя мотора достаточно высока. Задний винт обычно не ломается, но при крашах гнется, меняется шаг лопастей и вертолет хуже держит хвост. Иногда проблему можно решить подгибанием или разгибанием лопастей. Шасси обычно ломаются при падениях. Самое неприятное если они сломаются в месте переднего крепежного штырька, а это происходит достаточно часто. Для повышения прочности можно связать лыжи шасси ниткой чтобы они не разъезжались, а сами шасси вставлять в раму не очень крепко, чтобы они при падениях просто вылетали.
  • Остальные детали ломаются реже, но тут уж как повезет.  Флайбар сломать достаточно трудно, но легко погнуть. Вообще, флайбар в данном вертолете - расходник. Он и новый имеет достаточно большой люфт на валу, а со временем отверстие растачивается и люфт увеличивается еще больше, вертолет становится "расхлябанным".
  • Самая неприятная поломка - безусловно плата электроники и сервы. С учетом стоимости этой "детали" возможно будет более разумным купить сразу новый вертолет (вертолет в сборе куда дешевле, чем все запчасти на него по отдельности). К сожалению, падения на мессере бывают достаточно жесткие и канопа не всегда спасает плату. Так что нередки случаи когда на ней появляется трещина или отходит какой-нибудь контакт. Чаще всего неконтакт случается в районе большой микросхемы ответственной за радиочасть. Вертолет при этом перестает биндится, теряет связь с пультом.

Неисправности Blade MSR

Как я уже говорил, вертолет достаточно капризный и добиться стабильно висения на нем иногда бывает достаточно слжоно.

Как избавиться от унитаза и разболтанности вертолета

2 вида Calibration tool

2 вида Calibration tool

За эти 2 неприятных явления у нас отвечает основной вал и все что с ним связано. Первым делом проверяем исправность всех деталей - отсутствие трещин и погнутостей, правильную затяжку винтиков. Осматриваем вращающиеся детали на предмет намотавшихся волосков (это в любом случае будет полезно). Смотрим не потерялись ли шайбы на оси держателя лопастей (там по 2 шайбы с каждой стороны - резиновая и латунная, будьте аккуратны при авариях, если держатель лопастей сломался, то они запросто могли вылететь и потеряться). После каждого краша обязательно нужно проверить положение тарелки АП, что ее хвостик находится в держателе, а сама тарелка не разошлась. Для этого у нас есть специальная пластмассовая приблуда гордо обзываемая precision calibration tool. Честно сказать, я так и не понял смысл ее существования, ведь тарелку очень легко защелкнуть на место руками. Но если кто-то захочет делать все "по уму", то вот ролик показывающий как ее применять. (Upd. Недавно мне попалось это приспособление в несколько ином варианте. Теперь точно можно сказать, что ни о каком "precision" в данной штуке разговор не идет, а нужна она всего лишь для более удобного заталкивания внутренней части тарелки людям с толстыми пальцами. Т. е., ИМХО, вполне можно обойтись без нее).

Если с этим все в порядке, смотрим на флайбар. Чаще всего унитаз возникает именно по вине флайбара. Смотрим, если флайбар гнутый или сильно изношено отверстие в центре - меняем, апгрейдим, либо пытаемся отремонтировать.

Также, очень многое в поведении вертолета зависит от направляющих удерживающих линки флайбара и лопастей от проворачивания. Они не должны быть гнутыми, люфты желательно минимальные, но и заеданий быть не должно.

Заедания, кстати, еще одна причина унитаза. Чем меньше люфты, тем лучше, но все детали должны двигаться совершенно свободно.

Если и это не помогает, начинается шаманство - можно попробовать поменять местами верхние линки с нижними. Можно попробовать поменять лопасти ОР.

Если все способы испробованы, а вертолет все равно унитазит - остается последний радикальный способ - полная разборка основного вала, чистка всех запчастей, промывка подшипников рамы и тарелки перекоса. Есть шанс что после сборки все станет хорошо.

Шестеренка на валу

Шестеренка основного вала одевается так, чтобы полностью исключить его люфт. При этом вал должен вращаться свободно, хорошо если сама шестерня не будет давать "восьмерку" при вращении.

Чистка серв

Бывает такое, что со временем сервы начинаются подергиваться при работе. В этом случае может помочь чистка резистивного слоя на плате и контактной лапки сервы. Снимаем сервы, легко и без усердия чистим резистивный слой и лапку каким-нибудь чистым не сильно агрессивным спиртосодержащим продуктом.

Глюки электроники

Как я уже писал выше, плате электроники этого вертолета приходится достаточно туго. Основные неисправности таких плат я описывал недавно в статье про ремонт вертолетов. Повторятся не буду, отсылаю вас туда.

Редко, но бывают проблемы с проводом питания. В этом случае нужно полностью или частично его заменить.

Иногда при сильных авариях вырывает разъемы моторов с платы. Если запасной разъем взять негде, можно использовать разъем от отслуживших свое аккумуляторов, он подойдет.

Падучая болезнь, неисправности моторов

Другая неисправность, в которой легко ошибочно обвинить плату - "падучая болезнь", когда при резкой подаче газа происходит падение напряжения питания (заметно гаснет синий светодиод индикации), вертолет перестает реагировать на управление, ротор продолжает вращаться, вертолет падает и начинается биться вращающимся ротором о землю.  Виновата здесь отнюдь не плата, а скорее всего мотор ОР и замыкание щеток коллектора. Попробуйте поменять мотор на заведомо исправный. Поведение вертолета объясняется тем, что при просадке напряжения теряется связь с приемником и вертолет переходит в "безопасный режим" плавно снижая обороты ротора. Такие конвульсии на полу очень вредны и запросто могут угробить флайбар или держатель лопастей, избегайте их.

Вообще, мотор ОР - очень "знаменитая" деталь этой модели. Дело в том, что в конце 2010 года среди владельцев MSR начались массовые жалобы на гибель моторов. Доходило до того, что свежекупленный мотор мог умереть даже через несколько десятков полетов. Официальной информации от E-flite на этой тему не поступало, поэтому так и не понятно в чем была причина - бракованная партия, или низкокачественное производство (многие считают что самые первые партии вертолетов вообще были куда качественней нынешних). Сейчас ситуация вроде бы нормализовалась, но сколько прослужит вам новый мотор все равно зависит от вашей удачи. Поэтому многие озадачиваются переходом на бесколлекторные моторы.

Мотор MSR

С отверстиями и без

Кстати, моторы ОР для MSR существуют в двух исполнениях - с дырочками на торце и без них. Появление моторов с дырками совпало с их резким падением качества, поэтому была тенденция считать что моторы без дырочек лучше. Возможно в 2010 году это так и было, но сейчас особой разницы в качестве между ними не наблюдается.

Еще один признак смерти мотора ОР - он не запускается при некоторых положениях ротора.

С хвостовым мотором сложней. Если кажется что он умирает - возможно виноват не он, а изменившийся шаг лопастей хвостового винта. Поэтому сначала лучше попробовать поменять винт, а потом уже судить о моторе. Также иногда случается замыкание проводов в месте вставки хвоста в раму. Изоляция там тонкая и легко перетирается. Проверяйте этот момент.

Заводские апгрейды для Blade MSR

В основном апгрейды для MSR выпускают 2 фирмы - Microheli (с подачи одной опечатки ласково называемая в народе - микрощели) и X-treme. Апгрейды представляют собой красиво выглядящие металлические или карбоновые аналоги стоковым запчастям. На данный момент выпущены апгрейды практически ко всем деталям MSR, таким образом можно полностью пересобрать вертолет на тюнингованных деталях (в так называемом "полном фарше" 🙂 ). 

Что касается пользы от апгрейдов - она сомнительна. Это мое мнение и мнение многих людей их попробовавших.  

Реально полезных апгрейдов всего несколько, это: хаб, направляющие линков и, возможно, флайбар. Польза от них в повышении точности управления. Отношение к апгрейду флайбара у меня двоякое. С одной стороны - тюнингованный флайбар очень хорошо влияет на поведение вертолета, с другой - очень уж он хрупкий. Думаю что для начала стоит попробовать модернизировать стоковый, а если уж эта затея не получится - тогда покупать апгрейднутый.

Многие советуют также ставить тарелку, утверждая что она также влияет на точность и скорость. По поводу точности вопрос открытый, а вот для скорости несложно и стоковую тарелку доработать.

Самое забавное в существовании всех этих апгрейдов - это то, что качество их изготовления ниже плинтуса, при цене в 3-4 раза выше стоковых деталей. Если вы все же решитесь апгрейдить свой вертолет, будьте готовым что возможно детальки придется доработать напильником: рама может иметь отклонения по размерам, хвост может не держаться в раме, грузики флайбара могут быть плохо приклеены, а шарики на тарелке перекоса нужно обязательно скрутить и посадить на локтайт. 

Учитывайте также то, что тюнингованые детали как правило весят больше стоковых. Таким образом, вертолет "в полном фарше" будет весить тяжелее стокового и соответственно упадет его тяговооруженность, хотя с другой стороны больший вес добавляет некоторой устойчивости в управлении.

По поводу преимущpества одной фирмы над другой, большинство народу отдают предпочтение запчастям фирмы X-treme.

Народные апгрейды для Blade MSR

Гораздо интереснее тема народного творчества в апгрейдах MSR. Чего только с ним не делали - от простого мода лопастей до полной переделки на бесколлекторные моторы. Попробую вкратце описать все любопытные модернизации, которые мне встречались.

  • Мод лопастей. Подтачивание лопастей основного ротора таким образом, чтобы они могли полностью складываться. Теоретически должно уменьшить вероятность их поломки и поломки держателя лопастей. Также, повышается удобство транспортировки.
  • Модернизация флайбара. Основной недостаток стокового флайбара - слишком большое отверстие в центре, которое, к тому же, по мере  износа увеличивается. Самых популярных варианта модернизации - два. Первый - использование подшипника от стоковой тарелки MSR (центральная часть тарелки с подшипником аккуратно вырезается и запрессовывается в середину флайбара). Этот вариант требует большой аккуратности при изготовлении. При кривой реализации велик шанс угробить флайбар. Второй - приклеивание шайбы к флайбару. Тоже зависит от качества реализации. Шайба из металла может начать подтачивать основной вал. Как это приблизительно выглядит можно посмотреть на фотографиях ниже.
Мод флайбара

Мод флайбара

Мод флайбара

Мод флайбара

Мод флайбара

Мод флайбара

Мод флайбара с использованием шайбы

С использованием шайбы

  • Установка деталей от вертолетов других фирм. Тут самый большой простор для творчества. Не скажу что из этого можно получить какой-то огромный плюс, но некоторым просто нравится делать такие вещи. Например, часто используют некоторые детали головы от вертолетов Walkera.
  • Перенос хвостового двигателя. Суть модернизации - хвостовой мотор переносится ближе к центру вертолета и закрепляется так, что ось мотора располагается параллельно хвосту, а вращение на ХР передается через тоненький вал и 2 конусные шестерни. Апгрейд призван уменьшить момент инерции хвоста и повысить четкость его реагирования.
  • Перевод на бесколлекторные моторы. Самый значительный апгрейд, требующий большой переделки многих компонентов. Переделать на бесколлекторники можно как только один мотор, так и оба. Для этого понадобятся: бесколлекторные моторы подходящих габаритов и характеристик, легкие регуляторы для них, специальный самоделный конвертер для преобразования импульсов управления (в России и Украине основным активистом движения по пересаживанию микровертолетов на бесколлекторники является Александр Павленко, aka Сушка), который надо припаять к плате электроники, а также переделка рамы и хвоста, чтобы все это закрепить. Кроме повышенного ресурса двигателей, бесколлекторные моторы дают вертолету гораздо большую тяговооруженность, но также требуют более емких аккумуляторов, что в итоге приводит к значительному утяжелению вертолета - летать в комнате становится еще сложнее. Поэтому многие оспаривают рациональность такого апгрейда. Переделка достаточно серьезная и в итоге действительно получается уже немного другой вертолет, поэтому взвесьте все "за" и "против" прежде чем приступить к ней. Если я когда-нибудь решусь попробовать такой апгрейд, я обязательно опишу это в подробностях, ну а пока же за деталями отсылаю всех в тему "Замена двигателя на Blade MSR".

Посмотреть как выглядят остальные модификации можно на этих фотографиях:

Мод хвостового двигателя

Мод хвостового двигателя

Установка бесколлекторного мотора

Установка бесколлекторного мотора

Установка бесколлекторного мотора

Установка бесколлекторного мотора

Интересные факты о Blade MSR

Муха с камерой 

MSR является самым маленьким известным мне вертолетом на который приспособили полноценную FPV систему.  Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать в поиске YouTube вот это. Среди Российских юзеров повторивших этот эксперимент, меня больше всего впечатлило видео Дениса Ткаченко:

Лазерный электровертолет

 MSR засветился в экспериментах британских ученых:

 Американская компания разработала систему передачи энергии посредством лазерного луча. Самое сложное в данном проекте – это собрать энергию лазерного луча и преобразовать его в электрический ток. В качестве экспериментальной установки использовалась небольшая (весом в 22 грамма) модель электровертолета без какого либо источника питания на борту. Модель провисела в воздухе порядка часа только за счет преобразованной энергии лазера. Источник - Rconline.ru

 Лазерный электровертолет

Официальное промо-видео

Неофициальное видео

И еще 2 забавных видео с ютуба которые хочу вам показать.

Первое - на что способен апгрейднутый мессер в руках умелого пилота:

Второе лучше смотреть без аннотаций 🙂

Примерный недословный перевод: Привет, ребята! В этом коротком видео я всего лишь хочу сказать - у вас когда-нибудь было такое чувство, что вы получаете от чего-то столько удовольствия, что вам нужно, действительно нужно это в двойном размере? У меня было! (демонический смех).

Инструкция

PDF Скачать инструкцию по эксплуатации E-flite Blade MSR (Английский язык) (3 Мб)

Резюме 

Blade MSR позиционируется как следующая ступень после MCX. Если вы никогда не имели дело с радиоуправляемыми вертолетами, начать сразу с MSR будет непросто. В этом обзоре я постарался максимально раскрыть все известные мне факты и особенности данной модели. Надеюсь это поможет составить полноценное впечатление о данном вертолете тем, кто с ним не знаком. В ближайшее время я планирую рассмотреть двух основных конкурентов мср - Solo pro и T-rex 100.

Ищете где недорого купить нормальный б/у вертолет? Загляните на страницу "Продажа вертолетов!"

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Вам мелочь, а мне новые посетители!

Похожие записи:

Использование материалов сайта разрешается с согласия автора при условии обязательной ссылки на сайт https://heliblog.ru

11 комментариев к записи “Обзор вертолета E-flite Blade MSR – легенда комнатной микроклассики”

  • Vertu пишет:

    Вот и создан емкий и краткий ФАК по mCR. Спасибо за усилия…-)

    Поправок и добавок наверняка будет множество. И чем больше их будет, тем лучше ФАК будет работать.

    Начну пожалуй.
    1. Микрощельная тарелка фактически имеет более длинные рычаги относительно штатной. Поэтому месер с ней летает резче. Вопрос – надо ли ему летать еще быстрее…
    2. Коренное отличие mSR от mCX – отношение к живости и заряду аккумулятора. На хилой батарее соосник летит медленнее и тупее, а mSR строго наоборот – делается безумнее и быстрее.
    3. Поломка шасси спереди может легко привести к повреждению серв и платы – при посадке отломанные части шасси уходят под канопу и совершают точечные разрушения. Шасси желательно укреплять ДО поломки, а не после.

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Спасибо.
    1. Ну я примерно то же самое и писал. Просто на мой взгляд нет смысла покупать апгрейдную тарелку ради коротких рогов, когда элементарно можно укоротить рога на штатной. Например, подплавить паяльником и слегка вдавить внутрь.
    2. По моим наблюдениям, на хилой батарее MSR не хватает газа и хвост при подгазовках очень сильно уводит.

    Ответить на комментарий

  • Waterfly пишет:

    Классный обзор! Есть 2 соло про (один буду переделывать в бк), планирую прикупить МСРх, но после прочтения все равно захотелось и MSR тоже ))

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Владимир, ну Вы известный маньяк, по количеству вертолетов в шкафах скоро меня догоните. 😉 Спасибо за отзыв!

    Ответить на комментарий

  • Waterfly пишет:

    Хотелось бы увидеть обзор 120 SR и его краткое сравнение с мессером.

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Владимир, все когда-нибудь будет. Времени не хватает, прям хоть с работы увольняйся 😀 По крайней мере сейчас у меня дома валяются необозренными Solo pro, MCX Tandem, Force, CX 1/2/3, 120SR, SR, 400 3D и скоро Walkera CB100 должна приехать на обмен. А кроме того, ведь есть еще планы делать обзоры передатчиков, аксессуаров и симуляторов.

    Ответить на комментарий

    T-Rex450 (я есть на rcdesign) ответил:

    Виталий,у меня тоже шкаф под вертолеты)Мои модельки:4 соосника – Blax,Blade mcx2,Carrera RC Sky Hunter(40см 4каналка),i-helicopter 777-173 (хоть и трехканалка,но управление с мобильника.
    FP:Blade mSR (моя первая микроклассика),Blade 120SR (его друг отдал после покупки 250 3d (align t-rex),,вот недавно друзья подарили mSR X – наверное увидели мои страдания над mCX2 в поездке и сжалились – а там поле было огромное – но другой верт не мог взять,и пришлось ехать с mCX2.

    Мои CP верты:Blade SR (тоже лежит пылится,я его и не распаковывал,пока не решаюсь полетать).Он еще ждет своего часа.Второй CP – Align T-Rex 500.

    Аппаратура управления:4 штуки MLP4DSM на блейды.Spektrum DX6i – друг купил DX7 и отдал ее.Стоковая от Carrera RC соосника.Turnigy 9x на T-Rex 500.С собой у меня блейды – mCX2 со стоковым пультом и подаренный mSR X со стоковиком и Spektrum DX6i.

    Ответить на комментарий

  • Waterfly пишет:

    Жесть))
    Про SR и СВ100 тоже было бы очень интересно почитать.
    Будем ждать.

    Ответить на комментарий

  • T-Rex450 (я есть на rcdesign) пишет:

    Скоро у меня будут mCP X,Solo Pro 180 3D,и 450 3D.Денег хватает пока на mCP X + кейсик + сумка для пульта и еще подкопить 32 доллара дойду до соло про,а 450 3D пока думаю о нем,но хочу.Все же когда нибудь поднакоплю))

    Ответить на комментарий

  • VvZ(Владимир) пишет:

    Мои ощущения от управления мессером, до этого был только опыт МСХ-а.
    Научившись выполнять несложные маневры в комнате, я думал, что на улице то уж с мессером развернусь вовсю (типа места-то побольше!), но не тут-то было.. Первый же запуск на даче, при еле-еле ощущаемом организмом ветерке, привел к паре-другой судорожных метаний и резкому набору высоты во избежании столкновения с деревом, после чего своенравный агрегат, разогнавшись каким-то образом до неимоверной скорости, в каком-то диком вираже с размаху вошел в землю под углом градусов в 45. Результаты, на первый взгляд, были плачевны – задранная канопа, поломанные лыжи, сдвинутый мотор ОР, разошедшаяся тарелка… но при ближайшем рассмотрении, оказалось, что этим все и ограничилось, кроме лыж все детали исправны, требую только обратной сборки. Накупив на неделе кучу запчастей, в след. выходные продолжил эксперименты, выйдя, от греха подальше на небольшое поле. Долгое время не мог справится вот с этим неожиданным пикированием под острым углом, потом заметил, что если при возникновении такого эффекта поворачивать вправо, то мессер, как правило, выходит из пикирования и со смачным жужжанием проходит поворот с набором высоты. На попытку левого поворота, при большой скорости, машина не хочет реагировать вообще, что меня весьма удивило – ведь, казалось бы, сбросить обороты ХР всегда легче, чем их набрать… После сообразил, что пикирование удается прекращать резким “задним ходом”, при этом можно, действительно, если очень постараться, изобразить и мертвую петлю (т.к. происходит обратный эффект – нос задирается вверх), но как-то не рисковал пока. Вообще, против ветра получалось идти именно так- резкими нырками -верх-вниз, иначе не вытягивает и верт уносит все дальше, что не раз и происходило, обратно вернуть не всегда получалось, приходилось сажать, а потом бегать по всему полю, как резвящийся конь. Одну модель так и не нашел… купил другую..
    Заметил еще вот что – при попытке идти против ветра, реакция на стик следует не сразу, а с задержкой какой-то, сначала ничего, потом вдруг срывается, как будто, мне кажется, это изза кучи люфтов на пути от сервы к лопастям: люфт тарелки, тяги к флайбару, тяги от флайбара. Еще удивился тому, что ход сервы элеватора заметно меньше, чем сервы элеронов. Сначала думал у меня такой брак, потом, когда купил другой – там то же самое. Странно.. В общем, впечатления такие, что верт весьма интересный, но жутко своенравный, и летает при этом как тот комар у Жванецкого, не туда куда ты его бросил, а туда, куда ему самому надо. 🙂

    Ответить на комментарий

  • VvZ(Владимир) пишет:

    В сервах MSR имеется заметный люфт, причем, похоже с коробки. Можно ли его устранить как-то? Черные детальки сверху осей придвинуть к корпусу сервы не удалось..

    Ответить на комментарий

Прокомментировать