Что предпочесть – Nine Eagles Solo или E-flite Blade MCX?
В этой статье я попробую сравнить достоинства и недостатки двух самых популярных комнатных вертолетов для начинающих - E-flite Blade MCX и Nine Eagles Solo. Вопрос выбора именно между этими двумя моделями обычно встает перед теми, кто всерьез подходит к приобретению своего первого комнатного вертолета. Сравнение этих малышей - достаточно сложная задача, многие параметры затруднительно оценить объективно. Хотя лично мне куда больше нравятся Блейды (к тому же они частенько бывают у меня в продаже), постараюсь подойти к этому вопросу непредвзято.
Итак, начнем с малого:
Отношение к покупателю
Тут все просто Horizon Hobby - крупная солидная компания, Nine Eagles - рядовые китайцы. Отношение к покупателю соответствующее.
В Америке у Horizon Hobby есть бесплатный телефон службы поддержки, где готовы проконсультировать по любому вопросу ремонта и эксплуатации их продукции и развитая сеть дилеров осуществляющая ремонт. У них создан специальный канал на Youtube, где они регулярно выкладывают анонсы, обзоры и видео по устранению наиболее типичных поломок. Промо-ролики у них обычно качественные и достаточно подробно рассказывают о нюансах новой модели. Инструкции детально описывают все моменты. У Nine Eagles с этим хуже - ролики представляют собой нарезку случайных кадров полетов, по сути ни о чем полезном не рассказывают. Инструкции порой бывают достаточно халтурны (чего стоит кошмарно некачественная взрыв-схема вертолета в инструкции от Браво 3 на которой вообще ничего не возможно детально рассмотреть). В последнее время они хотя бы начали прикладывать диск с инструкцией на английском.
Я назвал этот пункт "малым", потому что у нас в России действительно мало уделяют внимание таким мелочам. Сервисы Horizon Hobby нам побоку, колхозить своими руками мы можем и без подсказок. Но наверное самый важный момент во всем этом, если вы заказываете какую-нибудь запчасть для блейда - можете быть уверены что в пакетике будет все необходимое (и шурупчики и шайбочки и пр. и пр.). Если вы закажете запчасть для Орла, возможно вам придется искать все это самому. Типичный пример - внутренний вал и лопасти от Браво, к которым мне пришлось самому искать металлический штифт.
Опять же, посмотреть на комплектацию - к Блейдам идет комплект запасных резиночек и шайб для серв. Мелочи, стоят копейки, а реально нужны так как потерять легко. К Соло ничего такого не прикладывают.
Крашеустойчивость
И у того и у другого слабое место - внутренний вал и крепление флайбара. Возможно у Соло эти детали проживут чуть дольше, так как там нет фиксирующего винтика и при каждой аварии флайбар будет просто вылетать. Есть в этом и минус - каждый раз вставлять его на место достаточно сильно утомляет. И для того и для другого есть простые народные методы усиления этого "слабого звена". Для Соло - это замена на детали от Браво, для Блейда - замена на детали от MCX2. Тут надо отметить, что Соло с флайбаром от Браво теряет в управляемости (начинает раскачиваться и падать при резких маневрах), Блейд c валом от MCX2 не теряет ничего.
Канопа, шасси и хвостовой стабилизатор у Соло слабее. Они просто-напросто более хрупкие. Шасси у Блейда очень пластичны и могут выдерживать очень сильные изгибы. Хвостовой стабилизатор у Блейда просто неубиваемый, а у Соло это какой-то хлипкий ломкий кусок пластмассы. Канопа у Блейда мягче, но засчет формовки достаточно прочна на деформации. У Соло - более простая форма, материал более жесткий и хрупкий.
Еще один минус Соло - на него невозможно купить сервы отдельно. Из-за этого у меня дома уже несколько месяцев пылится Соло с поломанной сервой которой я никак не найду замену.
Апгрейды
Для соосников такого размера полезных апгрейдов не так уж и много. Обычно - это всего 3 детали - тарелка перекоса, внутренний вал и флайбар. С целью радикального увеличения скорости на Соло можно поставить тарелку с короткими рогами от Браво. На Блейд можно поставить тарелку с длинными рычагами от MCX2 или MSR. И у Соло и у Браво стоковые тарелки уже имеют опциональные длинные рычаги, но в конструкции там имеется недоработка - направляющие тяг имеют недостаточную длину, так что при использовании длинных рычагов эти направляющие придется как-то удлинять. У Блейдов такой проблемы нет, но стоковую тарелку придется менять. По флайбару у Блейда также есть возможность обойтись без доработок руками - стоковый флайбар от MCX2 чуть короче и можно использовать его. Конечно, можно и в том и в другом случае приложить руки и сделать все самому даже без замены деталей. Это не так уж и сложно.
Качество изготовления
И у Соло и даже у Блейдов иногда встречается заводской брак электроники на абсолютно новых вертолетах. По крайней мере, несколько сообщений на форумах о таком я видел. Оценить вероятность такого случая и для того и для другого очень затруднительно, скорее всего она очень мала. Тем не менее это печально, что даже вертолеты за такую цену и от такого известного производителя как Horizon Hobby допускают такое.
На примере Соло мне лично пришлось столкнуться с непостоянством качества продукции. Первый мой вертолет был без изъянов, но у второго наблюдаются странные рывки при повороте по часовой стрелке, причину которых я так и не выяснил.
Наличие запчастей в вашем городе
Для жителей небольших городов тут никакой разницы не существует. Если запчастей нет ни на тот, ни на другой, все равно придется заказывать издалека. Для жителей крупных городов этот момент приобретает уже больший вес. Насколько мне известно, в России проще найти запчасти для Блейда, чем для Соло, хотя эта ситуация постепенно исправляется. На (в) Украине - наоборот.
Да, запчасти для Соло имеют чуть меньшую цену чем для Блейдов.
Аппаратура управления, DSM2
Удобство пользования тем или иным пультом для каждого человека различно. Nine Eagles применили хитрый ход с перестановкой антенны н 180 градусов для изменения режима mode1-mode2, из-за этого им пришлось сделать пульт симметричной формы. У Блейда пульт более "ухватистый", напоминает компьютерный джойстик. Лично мне он куда более удобен. Функционально эти пульты одинаковы.
Blade MCX, как и все последние блейды использует для радиоинтерфейса протокол связи DSM2, многие считают что именно этот момент сильно повлиял на его стоимость. DSM2 (а вернее протокол DSMX обратно совместимый с DSM2) постепенно становится стандартом "де-факто" в современном мире радиоуправляемых моделей. Почти вся современная аппаратура управления имеет возможность добавления поддержки этого протокола. Этот момент может показаться незначительным, но чем больше Вы будете погружаться в хобби r/c моделей, тем больший вес для Вас это будет приобретать. Даже я, "застрявший" пока на "детском" классе соосников уже начинаю мечтать о покупке одного из Спектрумовских пультов.
Использование "взрослого" пульта с Вашим блейдом - это как вдохнуть в него вторую жизнь. Во-первых - это более точная и удобная механика и эргономика управления, во-вторых - это возможность менять настройки экспонент на свой вкус, делая управление более точным, или более резким, или даже совмещающим и то и другое. Для Соло единственная возможность продвинуться в этом направлении - использовать пульт Nine Eagles от одной из старших моделей.
Летные качества
Ну и основной вопрос который наверное интересует покупателей - как они летают в сравнении? Особой интриги здесь нет - летают они практически одинаково.
Сильное различие есть в кривой газа и в гироскопе.
Кривая газа у Соло настроена гораздо более хуже чем у Блейда. У блейда она практически идеально плавная, нет никакого труда удерживать вертолет на нужной высоте, повышать и понижать ее и не терять при маневрах. У Соло она очень резкая, т.е. в руках неопытного пилота это приводит к постоянным дерганьям вверх-вниз и просадках при маневрах. Для опытного пилота разницы особой нет, в конце концов это все зависит от мастерства управления.
У Соло имеется недокументированная возможность изменения чувствительности гироскопа. По умолчанию гироскоп гораздо более "зажат", чем у Блейдов, поэтому пируэтты Соло делает значительно медленней. Если ослабить его чувствительность - это приведет к частому дрейфу хвоста. Объективных измерений у меня нет, но по моим впечатлениям гироскоп у блейдов работает лучше чем у Соло. По крайней мере триммировать руддер во время полета приходится не так часто.
Есть небольшие различия в маневренности этих вертолетов, но описать это тем более сложно. Резкие маневры вроде "смертельного поворота", когда на полном ходу вперед резко дернуть руль и крен влево приведут к перехлесту и падению и там и там. У Соло больше проявляется эффект потери стабильности при резком снижении - его начинает качать и он может упасть. Возможно виновата форма лопастей. В общем, будем считать что особых различий здесь нет. Опытный пилот всегда знает возможности своего вертолета и не будет делать такие маневры которые приведут к падению.
Еще один интересный момент, который мне всегда хотелось сравнить - диапазон хода и скорость срабатывания серв этих вертолетов. По моим впечатлениям от стоящих рядом вертолетов - диапазон хода серв у них примерно одинаков, скорость хода чуть-чуть выше у Соло.
Вес, размеры, емкость используемых аккумуляторов и полетное время у этих вертолетов практически одинаковы.
Другие особенности
Шум при полете
На первый взгляд этот параметр может показаться совсем незначительным, но если вы летаете в одном помещении с домашними - представьте каково будет им слушать каждый день противное жужжание. Блейд по этому параметру в большом плюсе - это самый тихий вертолет из всех что я видел. Летает с легким шелестом. Соло - гораздо более шумный и шум у него достаточно резкий и неприятный. Виноват в этом, на мой взгляд, материал изготовления деталей.
Разъемы аккумуляторов
Блейды используют стандартный и очень распространенный разъем, Соло - свою собственную конструкцию. Конечно, аккумулятор у Соло гораздо удобнее подключается к вертолету, чем это сделано у Блейда, но у Блейдовских аккумуляторов больший ассортимент среди совместимых предложений и с ним можно использовать какой-нибудь универсальный зарядник.
Зарядка аккумуляторов
У Соло зарядка для аккумуляторов встроена в пульт. Это приводит к необходимости частой замены аккумуляторов в пульте. У блейдов зарядка также питается от батареек, но она идет как отдельное устройство, поэтому про частую смену аккумуляторов в передатчике можно забыть. К тому же, ее легко переделать под питание от USB или блока питания. Впрочем, как в том, так и в другом варианте лучше приобрести какое-нибудь сетевое зарядное устройство на несколько портов.
Дизайн
Я не стану давать оценку вертолетам по этому параметру - вкусы у всех разные. Фотографии вертолетов легко найти в интернете или в моих обзорах.
Цена
Это, конечно, самый большой плюс Соло. За цену нового Блейда можно приобрести если не 2, то полтора Соло точно. 🙂
В заключение
Я уже достаточно много времени уделил детальным обзорам и особенностям этих вертолетов, думаю тот кто внимательно с ними ознакомился уже вполне четко представляет преимущества и недостатки того или иного варианта выбора.
Если Вы выбираете между Nine Eagles Solo и E-flite Blade MCX, прочтите мои обзоры по Nine Eagles Solo, Nine Eales Bravo 3, E-flite Blade MCX и MCX S300. Единственный вертолет, который я пока еще детально не рассмотрел - Blade MCX2, но я планирую это сделать в ближайшем будущем.
Все эти вертолеты по своему хороши, поверьте мне, они на порядок лучше того "добра", которым завалены наши среднестатистические магазины - как-то Gyro, Syma и прочие китайские вертолеты на ИК управлении (а при том, что цена у них не так уж и сильно отличается, думаю что последние покупают только люди совершенно не желающие разбираться в данном вопросе и прочитать хотя бы с десяток отзывов).
Мой совет - если финансовый вопрос актуален и стоит выбор между новым Соло и новым Блейдом - берите Соло. Если стоит выбор между новым Соло и б/у Блейдом - Блейд вполне разумный вариант. Если больших ограничений по деньгам нет, или если нашли хорошее предложение по б/у MCX2 - берите его.
И напоминаю, что б/у Блейды иногда встречаются в продаже у меня.
UPD. Я написал обзор на MCX2, эта модель оказалась на голову выше всех перечисленных здесь.
Начинал с найн иглз браво, недели через 3 обзавелся блейдом МСХ.
После браво МСХ кажется суперстабильным и прекрасно управляемым вертолетом, летать одно удовольствие. Но он медленнее браво, все таки движки слабее (про соло не говорю так как не пробовал).
Вобщем я бы сказал так: если вы хотите как можно быстрее полететь, затратив на обучение минимум времени, и при этом хочется потратить поменьше денег – берите б/у МСХ (цена примерно равна новому браво/соло).
Хотите того же, но в деньгах не ограничены – берите новый МСХ2.
Не ищeте легких путей – браво/соло ждут вас:) Зато обуздав браво, потом будет легче приноровиться к вертолетикам классической схемы типа соло про/блейд MSR.
И обращайте внимание на наличие/стоимость запчастей у вас в городе. В Киеве например запчасти на МСХ раза в 1,5-2 дороже чем на браво/соло.
Ответить на комментарий
Виталий (https://heliblog.ru) ответил:
Май 23rd, 2011 - 19:22
Спасибо! 🙂
Ответить на комментарий