Сленг “вертолетчиков”

Недавно приобщившимся к вертолетному хобби людям частенько бывает сложно понятно некоторые используемые в вертолетной среде термины. Чтобы внести ясность в этом вопросе, приведу небольшой список наиболее часто употребляемых терминов и сленговых выражений (более полные словари терминов можно без труда найти в интернете).

Простейшая аппаратура управления

Простейшая аппаратура управления

Аппа - аппаратура управления (джойстик, пульт, передатчик). Применительно к микровертолетам обычно поставляется вместе с моделью,  часто использует собственный оригинальный для фирмы-производителя протокол радиоинтерфейса связи с приемником, но также может работать и по какому-нибудь из распространенных фирменных стандартов. Для мелколетов вопрос выбора аппаратуры управления обычно не стоит, поэтому и термин этот используется редко. Применительно к большим уличным моделям - обычно приобретается отдельно в комплекте с приемником и там ее выбор играет одну из важнейших ролей в общей комплектации вертолета.

Стики - ручки управления "джойстика". Вертолет управляется двумя стиками, в зависимости от режима управления (Mode1, Mode2, Mode3, Mode4) движение каждой ручки вперед-назад или влево-вправо отвечает за определенные органы управления вертолетом. В режиме Mode2 (наиболее популярном в среде вертолетов) левый стик отвечает за газ и руль, правый - за тангаж и крен. Стик тангажа обычно подпружинен и возвращается в центральное положение при отпускании, стик газа подпружинен только по направлению вправо-влево.

Типичная тарелка перекоса

Типичная тарелка перекоса

АП (Автомат перекоса, Основная деталь - Тарелка перекоса, Swashplate) - элемент конструкции вертолета, позволяющий управлять циклическим шагом лопастей (т. е. движением вертолета вперед-назад, влево-вправо), а для "взрослых" моделей - еще и коллективным шагом (т. е. движием вверх вниз). Тарелка перекоса у микровертолетов обычно представляет из конструкцию из двух пластиковых деталей и одного подшипника. Имеет 2 рычага для управляющих тяг с сервомашинок и 2 для упрваления тягами лопастей. Тарелка перекоса - одна из основных деталей микровертолетов подвергающихся "апгрейду". Апгрейд этого узла происходит обычно двумя вариантами: укорачивание рычагов тяг сервомашинок, либо удлинение рычагов тяг лопастей. И то и другое приводит к тому, что при одном и том же отклонении сервомашинки угол наклона тарелки возрастает, что позволяет отклонять тарелку на большие углы, а следовательно делает вертолет более "резким" в движении и позволяет ему успешней бороться с ветром. Некоторые тарелки уже выпускаются производителем с двумя вариантами рычагов - короткими и длинными, что позволяет изменить поведение вертолета без колхоза и сторонних апгрейдов.

Флайбар

Типичный флайбар

Флайбар (Стабилизатор, Механический гироскоп,  Flybar) - обычно представляет из себя тонкую пластиковую палочку, на концах которой закреплены небольшие металлические грузики или лопатки, а в середине имеется отверстие (или наоборот штифты) для крепления на валу лопастей и рычаг для тяги, либо несъемная пластиковая тяга. Нужен для механической стабилизации вертолета в полете, не дает ему возможности опрокинуться в какую-либо сторону. За подробностями отсылаю к посту Андрея Пащенко Сервоось (что? как? почему?), поскольку сам еще не до конца осознал все нюансы конструкций Белла, Хиллера и Белла-Хиллера. Флайбар - вторая по популярности деталь для апгрейда в микровертолетах. Апгрейд обычно состоит  в укорачивании плеч флайбара, либо облегчении его грузиков. Первый вариант предпочтительней поскольку многие модели вертолетов страдают проблемой перехлеста - при резких маневрах изогнувшийся флайбар цепляет за лопасть, кабину, или хвостовую балку, вертолет теряет стабилизацию и позорно падает. Для новичков можно посоветовать вариант утяжеления флайбара, например с помощью кусочков пластилина на концах. Вертолет в этом случае станет более стабильным, но и более "тормозным" в плане реакции на управление. Апгрейд автомата перекоса без укорачивания флайбара, ИМХО, плохой вариант. В этом случае флайбар станет слабым звеном и будет пытаться исправлять излишне большие углы наклона проапгрейженной тарелки, что приведет к раскачиванию и падению вертолета. Надо отметить, что в среде микровертолетов уже начали появляться безфлайбарные модели (flybarless), но, во-первых, пока что это экзотика, во-вторых - безфлайбарность для модели такого веса и размера и без коллективного шага лопастей в общем-то особых плюсов кроме внешнего вида не дает.

[ad name="heliblog_inside_square"]

Серва (Сервомашинка, Servo) - состоит обычно из корпуса, моторчика, двух шестерен и червячной передачи двигающей ползунок по резистивным дорожкам. В микровертолетах резистивные дорожки наносятся обычно прямо на плату электроники, т. е. такая серва в отрыве от корпуса работать не сможет. В больших моделях вертолетов выбор серв - достаточно ответственное дело. В нашем же случае мы имеем то что имеем и главная наша задача просто не угробить их какими-нибудь своими нехорошими действиями.

Типичная канопа

Типичная канопа

Канопа (Капот, Корпус) - красочная деталь из тонкого гибкого пластика, закрывающая внутренности вертолета и очень сильно влияющая на его внешний вид. У мелколетов обычно выпускаются модели двух разновидностей - с канопой прикрывающей только нос и бока, а также более "копийные" - полнообъемные, где канопа (скорее это уже корпус) закрывает также и хвост вертолета. Кроме эстетики (а это действительно важная ее функция), канопа влияет также на центр тяжести, аэродинамику потока лопастей, шум, а также защищает плату электроники от ударов и возможных замыканий, поэтому летать без нее не стоит. Поставив канопу от другой модели (возможно придется поколхозить с отверстиями под крепления) можно кардинально изменить вид вертолета!

Брашлесс (Brushless, BL, мотор без щеток) - тип конструкции мотора имеющий кардинальное преимущество в долговечности и эффективности перед моторами со щетками. К сожалению, на легкие микровертолеты брашлесс моторы пока не ставят. Не следует путать данный вид моторов с Coreless (без сердечника) моторами.

Типичная липолька

Типичная липолька

Липолька - так в среде вертолетчиков ласково называют литий-полимерные (Li-Pol) аккумуляторы - на сегодняшний день единственный вид аккумуляторов (в силу своей повышенной энергоемкости) используемый в качестве основного питания электрических вертолетов. Аккумуляторы для вертолетов делятся по напряжению по количеству банок. Для микровертолетов обычно используются однобаночные аккумуляторы различных размеров. Количество банок обозначается в маркировке буквой S при последовательном соединении (1S, 2S и т. д.) и P при параллельном. Напряжение одной банки (элемента) аккумулятора: 3,7V. Важной характеристикой аккумулятора является его максимальный разрядный ток, указывается он следующим образом: 10C, 20C, 30C, где С - емкость аккумулятора (т. е., например, аккумулятор 110мАч с маркировкой 20С может при разряде отдавать максимальный ток в 2200мА) . Как и во всех областях жизни, аккумуляторы бывают оригинальные и "совместимые". Совместимые аккумуляторы - как правило дешевая альтернатива оригинальным, могут стоить значительно дешевле, но и качество может быть на порядок хуже. Не следует доверять маркировке максимального разрядного тока дешевых совместимых аккумуляторов. 🙂

ОР (Main Rotor) - основной ротор.

ХР (Tail Rotor) -  хвостовой ротор.

ESC - (Electronic Speed Controller)  - электронный регулятор хода. Функциональный узел на плате электроники отвечающий за управление оборотами двигателей.

Циклический шаг лопастей (Cyclic pitch)- изменение угла наклона лопасти при прохождении определенного азимута. Регулируется автоматом перекоса и позволяет смещать вектор тяги винта вертолета в определенную сторону, что вызывает наклон вертолета и полет в эту сторону.

Коллективный шаг лопастей (Collective Pitch, CP) - общее изменение угла наклона всех лопастей независимо от их азимута. Во "взрослых" моделях вертолета взлет-посадка осуществляется не изменением оборотов ротора, а изменением как раз вот этого коллективного шага лопастей. Плюсы в этом очень большие - на порядок более высокая маневренность, возможность полета в инверсе (вверх тормашками).

Фиксированный шаг лопастей (Fixed pitch, FP)- если у вертолет нет коллективного шага, значит у него он фиксированный.

Триммирование ("to trim" - уравновешивать) - подстройка "средней точки" стика. Триммировать можно как сервы, так и стик газа и руддера (руля направления). Важное замечание: грубую настройку серв лучше производить подкручиванием/скручиванием наконечников тяг), поскольку в этом случае достигается равновесие хода вперед-назад сервы. Обычно у микровертолетов приходится несколько раз за полет слегка подтриммировать руль, в силу несовершенства их гироскопа, нагрева электроники или проседания питания аккумулятора к концу полета.

Биндить (от "to bind" -  связывать). Если передатчик с приемником покупались отдельно - перед совместным использованием их необходимо "забиндить", т. е. привязать друг к другу. Каждый передатчик имеет собственный идентификационный код который прописывается в приемнике при процедуре бинда. Таким образом, можно связать 1 передатчик с неограниченным количеством приемников и даже управлять ими всеми одновременно.

Тангаж (управляется Элеватором (Elevator))- говоря простыми словами это наклон вертолета вперед-назад.

Крен (управляется Элеронами (Aileron)) - опять же, простыми словами это наклон вправо-влево.

Газ (Throttle)- больше газа - полет вверх, меньше - посадка.

Руль (Руддер, Rudder)- повороты вправо-влево.

Расходы (двойные расходы) - у аппы микровертолетов нет таких широких возможностей настроек, как у серьезных дорогих "пультов". Но одна приятная опция все же есть - можно переключаться между одинарными и двойными расходами. Двойные расходы означают более сильную реакцию вертолета на отклонение стиков аппы (больший ход сервомашинок, более резвое управление моторами при газе и поворотах). Причем в зависимости от модели, расходы могут включаться как на все стики, так и лишь на управление сервами. В общем - одинарные расходы для новичков или для повышенной точности при маневрировании; двойные - для обычных полетов.

Кривая газа - зависимость напряжения подающегося на двигатели от положения стика. У "взрослых" пультов кривая газа - настраиваемый параметр, у простеньких пультов идущих в комплекте с моделями возможно только переключение между более плоской и более "резкой" кривой, в случае если кнопка двойных расходов влияет также и на газ.

Тяговооруженность (T/W) - отношение тяги двигателей к весу летательного аппарата. Упрощенно говоря этот параметр  позволяет составить представление об ускорении летального аппарата которое может придать ему двигатель. У вертолетов - он по определению больше единицы.

Висит как прибитый - так говорят когда хотят подчеркнуть абсолютную стабильность модели. Т. е. полное отсутствие унитаза и увода в сторону. Также, если выражение относится к хвосту модели - это призвано подчеркнуть отличную работу гироскопа.

Унитаз (Воронка, T.B.E., Toilet Bowl Effect) - спиралевидные движения описываемые зависшим вертолетом при погнутости внутреннего вала, флайбара или лопастей, либо при заедании флайбара. Сильный унитаз мешает летать, особенно медленным соосникам, поскольку получается движение "накатами".

Бабочка - эффект возникающий при погнутости вала или лопастей, когда лопасти во вращении при взгляде сбоку выглядят как 2 крыла бабочки. Приводит к повышенной вибрации и унитазу.

Полеты блинчиком - так говорят обо всех полетах в горизонтальной плоскости без выполнения флипов и переворотов. Также иногда выражение употребляют чтобы подчеркнуть свою неопытность в качестве пилота. Например: "да я только блинчиком летать умею".

3d пилотаж - заграничное понятие, означает выполнение фигур с переворотами модели, т. е. полеты во всех трех плоскостях.

Заваривать чай вертолетом - говорят когда хотят подчеркнуть мастерство пилота. Например: "да я своим вертолетом могу чай в стакане заваривать".

Как капля на раскаленной сковородке -  любимое выражение многих форумчан. Произносится, чтобы подчеркнуть высокую маневренность и отзывчивость реакции, но в то же время и соответствующую сложность управления.

Слалом вокруг ножек стула -  еще один локальный мем, упоминается когда нужно подчеркнуть способности вертолета (и пилота) к исключительной маневренности и точности управления.

Краш -  авария вертолета.

Колхозный апгрейд, колхозный ремонт - внесение посильных изменений в конструкцию вертолета с целью доработать его технические характеристики, либо внешний вид, либо в связи с желанием отремонтировать деталь всеми возможными и невозможными способами.

FPV (First Person View) - голубая мечта любого советского ребенка - управление моделью по непосредственному изображению с камеры передаваемому по радиосигналу на ноутбук, экран, либо очки виртуальной реальности. К сожалению, микровертолеты для этой цели подходят слабо в силу своей малой грузоподъемности.

БАНО -  Бортовые аэронавигационные огни. На некоторые вертолеты продаются комплекты навигационных огней в качестве дополнительной опции. К сожалению, принятым стандартам для настоящих вертолетов они обычно не соответствуют.

Симулятор -  Компьютерная программа для отработки управления r/c моделями. Тренировки на симуляторе - жизненная необходимость при освоении управления сложными моделями, либо освоения 3d пилотажа. Бывают платные и бесплатные. Обычно продаются вместе с пультом. Некоторые поддерживают управление с клавиатуры, но это скорее в качестве "демо-режима".


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Вам мелочь, а мне новые посетители!

Похожие записи:

Использование материалов сайта разрешается с согласия автора при условии обязательной ссылки на сайт https://heliblog.ru

Прокомментировать