Советы начинающим вертолетчикам
В этой статье я максимально опишу все, что хотел бы сказать в помощь начинающим пилотам. В основном это выдержки из различных инструкций и советы на основе личного опыта.
Подготовка к взлету
Если вы новичок в вертолетном деле, в общем последовательность действий после покупки вертолета для вас такая:
- Прочитать инструкцию. Даже если вы не знакомы с английским языком, лишним не будет;
- Достать вертолет, рассмотреть его, убедиться что внешне все нормально, винты вращаются, все детали закреплены, провода проходят мимо шестеренок, флайбар свободно качается, все тяги на месте;
- Поставить аккумулятор на зарядку;
- Переключить пульт в выбранный режим (mode1 - mode2);
- Расчистить в комнате место для полетов, для начала - чем больше, тем лучше 🙂 ;
- Включить пульт, выставить все триммеры на ноль, триммер газа можно чуть-чуть опустить вниз;
- Включить вертолет, поставить его неподвижно на какую-либо поверхность и не трогать несколько секунд, в этот момент обычно инициализируется гироскоп;
- Проверить работу серв и роторов. Обычно в инструкциях рисуют в какую сторону должны отклоняться сервы и вращаться роторы;
- Если есть возможность - переключить пульт в режим одинарных расходов;
- Взлететь;
Первый взлет
Первый взлет лучше всего произвести в какой-нибудь большой комнате. Маленькие вертолеты обычно склонны заваливаться набок при неудачной попытке отрыва от земли, поэтому взлетать лучше сразу и решительно - на полметра-метр от пола. Чем больше вертолет, тем больше с ним заметен эффект "воздушной подушки" у земли - область повышенного давления воздуха под вертолетом создает, так сказать, "воздушный шар", с которого вертолет пытается скатиться. У маленьких вертолетиков этот эффект не очень заметен, поскольку он проявляется в основном при высоте меньше половины диаметра ротора вертолета. Оторвавшись от земли далее нужно попытаться стабилизировать высоту вертолета. Если вертолет сильно закручивает, или несет в сторону - лучше запомнить в какую сторону он движется, приземлить его и оттримировать пульт в противоположную сторону. Так, взлетая, триммируя и приземляясь надо добиться чтобы вертолет в воздухе не крутило и висел он практически неподвижно. Далее можно начинать обучение пилотированию.
Обучение пилотированию вертолетом
Самое главное правило для начинающего - всегда держать вертолет хвостом к себе. Когда вертолет повернут хвостом к нам - это привычная и предсказуемая позиция; мы знаем где у него лево, право, перед и зад. Но стоит только вертолету повернуться к пилоту стороной или кабиной - для новичков начинается полная неразбериха. Поэтому обучение полетам вначале всегда проводят хвостом к себе. Летайте вперед, назад, влево, вправо, нарезайте круги и квадраты, но хвост при этом всегда держите направленным на вас. После того как вы освоились с этим, можно пытаться поворачивать вертолет. Самое простое - нарезать круги и восьмерки по ходу движения или задом, чуть посложнее - делать круги носом внутрь, или наружу. Ну а самое сложное, но необходимое для закрепления навыков - чистый полет носом к себе, левым или правым боком. И только когда вы на уровне рефлексов сможете не задумываясь управлять вертолетом в любом положении, тогда и начинаются настоящие радости полета. 🙂 Ну а если вы немного освоились с удержанием модели в воздухе - пришла пора настроить ее.
Настройка вертолета
Хотя микровертолеты и продают с пометкой "собраны и протестированы, готовы к полету", настройка серв у них как правило никакая. Поэтому лучше заняться этим самостоятельно. Дело том, что сдвиг триммеров не всегда хорошо влияет на поведение серв, на некоторых моделях слишком сильное триммирование приводит к тому, что диапазон хода сервы в этом направлении уменьшается. Поэтому триммирование желательно использовать только для легких корректировок, а основную настройку положения тарелки перекоса проводить подкручиванием/откручиванием наконечников тяг одевающихся на рычаги тарелки.
Алгоритм тут примерно такой:
- ставим все триммеры пульта в ноль;
- запускаем вертолет, смотрим в какую сторону его сносит;
- берем вертолет в руки, смотрим в какую сторону нужно сместить серву чтобы компенсировать этот снос;
- снимаем наконечник с тарелки, подкручиваем/откручиваем на несколько оборотов, одеваем обратно;
- запускаем и смотрим что изменилось;
- повторяем до тех пор пока вертолет не будет висеть ровно или почти ровно.
Тут следует обратить внимание на несколько моментов:
- Обычно идеальное положение серв соответствует более-менее ровно стоящей горизонтально тарелке;
- Снятие и подкручивание наконечников, конечно, удобней производить при снятой канопе. У микровертолетов вес канопы играет существенную роль и балансировка вертолета при снятой и надетой канопе естественно будет различаться, следует это учитывать;
- Обратите внимание, у некоторых моделей наконечники тяг защелкиваются на шарики рычагов тарелки только одной стороной;
- Не применяйте грубую силу - есть шанс погнуть пластмассовый рычаг тарелки, или металлическую тягу, тогда получится так что вместо улучшения настройки вы увидите ухудшение.
У некоторых вертолетов также имеется возможность регулировки длины тяги флайбара для устранения бабочки и унитаза, но как правило это уже вертолеты бОльшего размера.
Меры предосторожности. Что нужно знать чтобы избежать серьезных поломок
- Если у вас соосник, вы видите что летите куда-то не туда, скоро врежетесь в стену и вы не знаете что с этим делать - бросьте все стики кроме газа. Соосник - самостабилизирующая конструкция и если он хорошо настроен, то при отсутствии управления он просто зависнет в воздухе;
- Если вы все же видите что столкновение неизбежно - немедленно сбросьте газ в ноль. Падение с высоты (даже с высоты потолка) все же лучше чем удар флайбаром и лопастями о препятствие, к тому же заклинившие моторы могут вызвать повреждение ключей на плате электроники;
- Если заклинило серву - лучше обесточьте вертолет чтобы избежать повреждения моторчиков или ключей;
- Если вертолет упал на бок - не пытайтесь подняться "своими силами" раскрутив роторы. Иногда это удается, но все же это плохо сказывается на жизнестойкости флайбара и его крепления. Это не касается вертолетов с экстремально укороченным флайбаром - они вскакивают на ноги без труда и совершенно безболезненно;
- Не летайте в пьяном виде. Есть многочисленные примеры из жизни, что это печально сказывается на состоянии вертолета;
- Ну и само собой - соблюдайте меры предосторожности в отношении членов семьи, домашних животных и предметов обихода. Маленькие вертолеты, к счастью, не могут причинить серьезных ранений, но при "удачном" стечении обстоятельств вполне могут повредить ваш новый ЖК-монитор, или хрустальный сервиз. 😀
Все что нужно знать о литий-полимерных аккумуляторах
В инструкциях по эксплуатации вертолетов очень много внимания уделяется обращению с Li-Pol аккумуляторами и этому есть причина; литий-полимерные аккумуляторы - самые энергоемкие источники питания на сегодняшний день, поэтому они очень критичны к условиям зарядки и эксплуатации;
Что нужно знать о них:
- литий-полимерные аккумуляторы не любят глубоких разрядов, если вы этим пренебрегаете - падает емкость. Предельное напряжение разряда под нагрузкой для одной банки аккумулятора - 3 Вольта, разряд аккумулятора ниже 2,5В вызывает разрушение его внутренней структуры;
- литий-полимерные аккумуляторы не любят перезаряда - могут вспухнуть и даже взорваться, поэтому в зарядках для них как правило очень точно настраивают конечное напряжение заряда;
- не оставляйте заряжающиеся аккумуляторы без присмотра - были случаи самопроизвольного взрыва аккумуляторов (конечно это большая редкость, но теоретически может случиться с каждым). Продаются специальные огне-взрывоупорные мешочки для зарядки, правда они больше актуальны для более емких аккумуляторов, чем для наших однобаночных;
- не оставляйте на долгое время аккумулятор в зарядке, если он уже зарядился; также не оставляйте его в зарядке, если зарядка выключена из сети;
- если аккумуляторы только-только из полета и сильно нагрелись - дайте им остыть перед тем как начать заряжать их (как правило, чем больее емкий аккумулятор, тем больше он греется);
- li-pol аккумуляторы не любят перегрева - не оставляйтесь их летом на солнце, могут вспухнуть;
- если аккумулятор вспух - лучше его выкинуть без колебаний;
- не стоит эксплуатировать аккумулятор с повреждениями защитной герметичной оболочки;
- само собой, крайне противопоказано замыкать клеммы аккумулятора накоротко - может привести к печальным последствиям.
Как лучше всего хранить аккумуляторы
Производители рекомендуют хранить литий-полимерные аккумуляторы в сухом месте при комнатной температуре в состоянии 60-80% заряда (приблизительно 3,8 В на одну банку). Некоторые предлагают хранить аккумуляторы в холодильнике завернутыми в пакет. Не стану это подтверждать или опровергать. Однозначно не стоит хранить аккумуляторы на морозе и в очень жарких местах - и то и другое пагубно влияет на их емкость.
Есть вопросы? Задайте в комментариях!
Статья хороша, поставил ссылку в социалке=)
Хотелось бы добавить в статью – после полета, нужно дать аккумулятору остыть 10-15 минут, и только потом ставить на заряд. Тем самым вы продлите жизнь батареи процентов на 10-15 точно.
Ответить на комментарий
Виталий (https://heliblog.ru) ответил:
Июль 7th, 2011 - 19:36
Спасибо!
А у меня есть такой пунктик:
Ответить на комментарий
Набрав высоту вертолет самопроизвольно описывает круги по комнате. Чо делать?
Ответить на комментарий
При поднятии его вверх и не нажимании на что-либо, кроме газа (т.е. не нажимая на поворотники) вертолёт сам летит назад.
Ответить на комментарий