Параллельная и последовательная зарядка аккумуляторов
Продолжаем тему зарядки аккумуляторов. Большинство русских моделистов предпочитают использовать недорогие однопортовые зарядники наподобие Turnigy Accucel 6 или Imax B6, а что делать если аккумуляторы надо заряжать часто и помногу? Выход простой - использовать параллельную зарядку аккумуляторов.
Чтобы заряжать аккумуляторы параллельно нужно всего лишь подключить их зарядные выходы и балансирные разъемы в параллель. Можно спаять адаптер для этого самому, но гораздо проще купить готовый. Я себе приобрел вот такой: Parallel Balance charging Board for 6 packs 2~6S (XT60), на Хоббикинге есть еще более дешевый вариант без корпуса - вот этот. Максимальный рабочий ток который могут выдержать эти адаптеры - 30А. К каждому адаптеру можно подключить 6 LiPol аккумуляторов с числом банок до 6. Если нужно заряжать большее число аккумуляторов, можно купить 2 адаптера и подключить один в другой (получится до 11 аккумуляторов одновременно). Обратите внимание, такие адаптеры продаются с различными вариантами силовых разъемов. На хоббикинге - это XT60, такой же разъем как на аккумуляторах Turnigy. Сейчас это самый распространенный вариант разъемов, немалую роль в этом сыграло отличное соотношение цена/качество самих аккумуляторов Turnigy.
Вот как выглядит распакованный адаптер:
Parallel Balance charging Board for 6 packs 2~6S (XT60)
Все разъемы соединены друг с другом, так что в какие именно гнезда вы будете подключать силовые провода и балансирные разъемы значения не имеет.
А теперь поговорим о главном
Ограничения параллельной зарядки аккумуляторов
- Одновременно в параллель можно заряжать только аккумуляторы с одинаковым количеством банок. Думаю этот пункт не требует объяснений. Разное количество банок - разное напряжение на силовых проводах. При соединении проводов с различным напряжением друг с другом получим феерверк и пожар.
- Все аккумуляторы подключаемые в параллель должны быть разряжены до примерно одинакового уровня. Если подключить сильно разряженный аккумулятор к менее разряженному, то в момент подключения начнется выравнивание напряжений и из последнего в первый побежит очень большой ток. Т. е. менее разряженный аккумулятор начнет заряжать более разряженный до тех пор пока напряжения на них не уравновесятся. Проблема здесь в том, что литий-полимерные аккумуляторы нельзя заряжать токами больше 2-3С, а при большой разнице в степени заряженности аккумуляторов возникающий ток может значительно превышать данное значение, что опять же может привести к воспламенению одного из аккумуляторов.
- Заряжаемые аккумуляторы должны быть одной емкости и степени изношенности. Это спорный пункт, многие утверждают что ничего страшного в параллельной зарядке аккумуляторов разной емкости нет, но поскольку зарядка литий-полимерных аккумуляторов дело достаточно опасное, лучше перестраховаться, тем более что обычно для модели и так используются одинаковые аккумуляторы.
Плюсы параллельной зарядки
Можно по полной использовать мощность зарядника. Прогресс не стоит на месте, технологии совершенствуются и современные липоль аккумуляторы выдерживают большие токи зарядки, чем их предшественники произведенные несколько лет назад, но все же максимальный ток зарядки до сих пор ограничен в пределах 2-3С, поэтому при зарядке одного аккумулятора не очень большой емкости даже на маломощном заряднике мы упираемся в это ограничение и не используем ресурсы зарядника по полной. Параллельная зарядка повышает нагрузку на зарядник во столько раз, сколько аккумуляторов мы одновременно подключим, поэтому в случае с маломощным зарядником мы скорее упремся в ограничение максимальной мощности которую он способен отдать. Данный пункт становится тем актуальней, чем мощнее у нас зарядник.
Но и с простым бюджетным зарядником есть несколько бонусов. Во-первых, отпадает необходимость переподключать аккумуляторы и перезапускать процесс зарядки. Если у нас 6 аккумуляторов, мы можем разом поставить их все на зарядку и заниматься своими делами пока идет процесс. Во-вторых, каждый из аккумуляторов в итоге получает меньший зарядный ток, так как общий ток заряда делится на количество подключенных аккумуляторов, а меньший ток заряда для LiPol - это очень хорошо.
Минусы параллельной зарядки
- Много проводов, громоздкость конструкции. Всю эту кучу труднее запихать в пожаробезопасный мешок для зарядки, кроме того некоторые считают что параллельная зарядка повышает риск возгорания. В некотором роде это наверное действительно так, так как аккумуляторов больше, проводов и коннекторов больше, надежность соединений ниже. С другой стороны, малые зарядные токи вызывают меньший нагрев самих аккумуляторов, так что вероятность воспламенения дефектного или поврежденного аккумулятора снижается.
- Нельзя посмотреть емкость залитую индивидуально в каждый аккумулятор. По окончании зарядки мы увидим только суммарную емкость закачанную в наш блок из параллельно соединенных аккумуляторов.
Безопасна ли параллельная зарядка для самих аккумуляторов
Абсолютно безопасна и даже немного полезна. Доказано многими людьми профессионально занимающимися моделизмом и заряжающими аккумуляторы таким способом на протяжении многих лет. Более того, многие аккумуляторы повышенной емкости на самом деле представляют собой просто сборку из нескольких менее емких аккумуляторов подключенных параллельно, то есть производители давно используют этот "трюк" для повышения емкости и максимальной токоотдачи.
В чем польза:
- Меньшие токи зарядки. Про это уже говорилось.
- Большая сбалансированность напряжений на банках. Банки в аккумуляторах всегда имеют некоторый разброс напряжений и внутренних сопротивлений каждой из них, поэтому и применяются балансировочные разъемы которые контролируют разброс напряжений в процессе заряда и не дают отдельным банкам перезарядиться до напряжения выше предельно разрешенного уровня. По теории вероятности, если мы соединяем несколько аккумуляторов в параллель, средне-арифметические параметры каждой банки будут давать меньший разброс, а значит балансиру зарядника придется трудиться меньше, таким образом получается что напряжения на банках выравниваются автоматически.
Последовательная зарядка аккумуляторов
Еще один способ зарядки аккумуляторов, который позволяет повысить скорость заряда и увеличить эффективность использования всей мощности зарядника. Я тоже хотел написать про него и даже собирался собрать шнурок для последовательной зарядки, но немного поизучав тему понял, что оно того не стоит - при последовательном подключении очень легко перепутать полярность и получить пожар в доме, т. к. необходимо подключать силовые и балансирные разъемы в строго определенном порядке. Кроме того, такой вариант зарядки почти не имеет преимуществ перед способом параллельной зарядки, поэтому для себя я решил что использовать его не буду.
Выводы
Имеете кучу одинаковых аккумуляторов, мощный зарядник и нехватку времени - покупка адаптера для параллельной зарядки решит эти проблемы! При этом не забывайте про 3 фундаментальных правила - все аккумуляторы должны быть одного напряжения, одной степени разряженности и желательной одинаковой емкости.
В следующий раз постараюсь рассказать о том какие еще полезные аксессуары для заряда аккумуляторов будет нелишним прикупить.
Семен Семеныч… Вот тема по поводу. Прокомментируй..
http://forum.rcdesign.ru/f63/thread258208.html
Ответить на комментарий
Виталий (https://heliblog.ru) ответил:
Март 5th, 2012 - 21:36
Тему видел, вопроса не понял. 🙂
Ответить на комментарий
Присматриваюсь к такой зарядке как к универсальной для всего зоопарка домашних аккумуляторов (в основном NiMH).
Так вот – силовые и балансирные разъемы откуда можно наковырять? В качестве силовых напрашиваются половинка такового от блока питания компьютера, а вот на что похожи балансирные..
Ответить на комментарий
Виталий (https://heliblog.ru) ответил:
Март 7th, 2012 - 20:19
Привет! Написал новую статью с ответом на твой вопрос.
Ответить на комментарий
Serjo ответил:
Март 7th, 2012 - 20:53
Спасибо) Полезная статейка – обычно такая информация по нескольким темам в форумах размазана.
Но вопрос был в другом – чем заменить фирменные разъемы, из какой мертвой электроники их можно добыть. Покупать не хочется не потому, что дорого, а потому, что 9 из 10 заказанных коннекторов будут валяться седи прочего хлама (хотя, может только пока – пока мои хотелки ограничиваются микровертолетами).
Ответить на комментарий
Виталий (https://heliblog.ru) ответил:
Март 8th, 2012 - 1:15
А, ну я как-то с таким вопросом не заморачивался.
Ну а тогда что вы скажете про такой вариант зарядки.
Имеем 5 солнечных батарей (1.2в) и 5(1.2в) аккумуляторов серии АА.
На выходе последовательно получим 6в
Вопрос!
Солн.бат. подсоединять к каждому аккум.(паралельно) для зарядки или СБ
лучше последовательно?
Ответить на комментарий