Советы по ремонту вертолетов

Чем отремонтировать вертолет.Народная мудрость гласит: "Летать на вертолете - одно удовольствие, чинить его - совсем другое!" И в самом деле, управлять игрушечным вертолетом не занимаясь время от времени его обслуживанием и ремонтом невозможно. Иногда надо поменять какую-либо деталь, иногда восстановить что-нибудь, иногда поднастроить. Ничего сложного в этом нет, для человека с нормальным зрением, растущими из нужного места руками и интересом к технике обычно это не составляет труда, а некоторым (например, мне 🙂 ), копание с мелкими детальками даже приносит удовольствие. В этой статье я буду рассказывать о простых и очевидных вещах, которые тем не менее могут быть кому-нибудь полезны. 

Организация рабочего места

Поскольку ремонт микровертолета можно сравнить с работой часовщика, настолько маленькие там винтики, то производить его "на коленке" не стоит. Нам понадобится стол, хорошее освещение и ровная однотонная поверхность. Я обычно просто кладу листок ватмана - на нем хорошо видны все мелкие детальки и сложно что-либо потерять. 

Так как в процессе ремонта нам придется извлечь множество мелких винтиков, лучше сразу позаботиться об их аккуратном складировании. Лучше всего для этих целей подойдет магнит, или какая-нибудь крышечка куда можно их сложить. Многие наверное видели в продаже специальные "чашки для винтиков" - емкости в дно которых вделан магнит, таким образом все металлические предметы прочно и надежно удерживаются внутри. Можно сделать такую самому или пойти еще дальше и сделать себе целый "магнитный поднос". Для этого нам понадобится листок картона и несколько магнитных фотографий на холодильник - приклеиваем их снизу к картону и получаем огромную поверхность на которой можно раскладывать винтики в порядке их разборки.

Ящик для запчастей.

Ящик для запчастей

Главное правило при ремонте вертолетов: Никогда не выбрасывайте поломанные запчасти! И хоть вертолеты летают "только на новых запчастях", никогда не знаешь когда может пригодиться обломок старой. К сожалению у нас в России не всегда и не у всех есть возможность пойти в магазин и просто купить запчасть на замену, поэтому иногда приходится мудрить и колхозить что-нибудь из подручных материалов. Поэтому никогда не знаешь когда и зачем тебе могут понадобится сломанные детали, но такой момент рано или поздно настанет, проверено на собственном опыте. 🙂 Для хранения всего этого накапливающегося со временем добра лучше завести специальный ящик с перегородками для мелких деталей, так называемый "органайзер". Лучше если цвет этого ящика не будет темным (легче будет разглядеть детальки) и хорошо если он имеет отсеки продолговатой формы - многие детали вертолетов вытянуты в длину.

Инструмент для ремонта микровертолетов

Отвертка с магнитом

Отвертка с магнитом

Набор необходимого нам инструмента в общем-то невелик. В качестве отверточки для маленьких винтиков вполне подходит стоковая, которую многие производители кладут в комплект с вертолетом. Единственное, что для удобства пользования ее лучше намагнитить. Я - так просто прикрепил к ней небольшой редкоземельный магнит-таблетку купленный в DealExtreme. Таким образом удобно изымать винтики при раскручивании и насаживать их на кончик отвертки при закручивании. Очень нелишним будет хороший пинцет с острыми ножками.

Чтобы не напрягать сильно зрение при детальном рассматривании запчастей, хорошо иметь лупу или очки с макролинзами. Если вы занимаетесь пайкой мелких компонентов, такая штука у вас уже наверняка есть.

Для чистки и протирки  деталей пригодятся обычные ватные палочки для чистки ушей. Ну или просто можно намотать кусок ваты на спичку. 

Для простейших проверок электрической части подойдет обычный тестер-мультиметр. 

Иногда для каких-нибудь колхозов требуется просверлить маленькое аккуратное отверстие, в этом случае очень нелишней будет мини-дрель с цанговым зажимом. Хотя это уже скорее редкость, а не инструмент первой необходимости. 

Чем клеить детали радиоуправляемых моделей

Дихлорэтан

Дихлорэтан

Детали радиоуправляемых вертолетов могут быть сделаны в основном из трех материалов: пластмасса, карбон, металл. Проще всего заниматься ремонтом пластмассовых деталей. Неоценимую помощь в этом нам окажет Дихлорэтан, либо специализированый клей для пластмассы. Дихлорэтан - весьма ядовитое вещество, соблюдайте все меры предосторожности при работе с ним, проветривайте помещение и избегайте попадания на кожу. Клеи для пластмассы (например, клеи UHU для пластика и моделирования) не так токсичны, но их сложнее найти в продаже (я, правда, читал в интернете что все как раз наоборот, что дихлорэтан к свободной продаже запрещен, но нет - пошел и купил в первом попавшемся радиолюбительском магазине 🙂 ). Способ применения всех этих клеев такой: наливаем небольшое количество клея в какую-нибудь емкость, мелко стругаем туда пластиковую деталь (тут как раз хорошо использовать какую-нибудь сломанную запчасть из подобного же пластика). Ждем пока наструганные кусочки растворятся до кашеобразного состояния, параллельно мажем место излома чтобы его края также слегка растворились. После чего плоской отверточкой или лопаткой наносим "кашицу" заполняя место излома, заглаживаем края и оставляем деталь до полного высыхания. Для усиления эффекта, место соединения можно "армировать" какой-нибудь ниткой или даже проволочкой. При правильном применении прочность соединения не уступает оригиналу. Этот же метод можно применять превентивно - для усиления каких-нибудь слабых узлов еще до того как они сломались.

Другие виды клеев для нас не так полезны, но в некоторых случаях уместно применять и их. Среди тех, что чаще всего используются моделистами - цианоакрилатный клей (больше известный нам как "супер-момент") и эпоксидная смола. Ими можно попытаться склеить карбон или металл с чем-либо. Очень хорошо себя зарекоммендовал в среде моделистов клей для потолочных плиток (например "Титан"). Им можно делать прочные но гибкие "сопли" для фиксации каких-либо элементов. 

В случае когда только клеевого соединения может не хватать, можно применять дополнительные усиливающие материалы. Например, многие ремонтируют шасси с использованием тонких булавок, накладывая их параллельно месту излома, заматывая нитками и пропитывая все это клеем. Иногда уместно использовать трубочки термоусадки. Они выпускаются самого различного диаметра, так что подобрать подходящий не составит труда. Внимание! Будьте осторожны при использовании фена при ремонте микровертолетов!  Поскольку большинство деталей из пластмассы, можно легко и просто оплавить что-нибудь важное. Особенно стоит беречь шестеренки серв, зубцы которых могут оплавиться "на раз".

Другие жидкости

Локтайт

Локтайт

Локтайт

Для резьбовых соединений металл-металл в вертолетах в обязательном порядке используется фиксатор резьбы (локтайт). Для микровертолетов это малоактуально, поскольку у них обычно нет резьбовых соединений из металла, но для более крупных моделей вам придется познакомиться с этим компонентом. Локтайты различаются по величине фиксации. Обычно она обозначается цифрой. Также идет деление на синие, зеленые и красные фиксаторы. Чаще всего используется синий локтайт - он не дает винтам выворачиваться от вибрации, но его можно "стронуть" отверткой. Винт посаженный на красный локтайт можно вывернуть только предварительно нагрев место соединения. Красный локтайт используется в определенных узлах головы классических вертолетов. Правильное использования локтайта: перед заворачиванием мажутся 1-2 крайних витка резьбы винта. Хороший локтайт должен держать винт от "страгивания", но не создавать проблем при дальнейшем выкручивании.

 Смазки

Вопрос - нужно ли смазывать комнатные вертолеты до сих пор остается открытым.  Большинство сходится в том, что маленьким вертолетам с пластиковыми узлами смазка не нужна. Смазка может быть полезна в месте крепления лопастей на вал и в узлах трения флайбара. Также, если желаете смазать свой вертолет можно просто опрыскать его силиконовым спреем. Но будьте готовы, что периодически вертолет придется разбирать и чистить от налипшей пыли.

Для продления ресурса серв в том случае если их резистивные дорожки выполнены непосредственно на плате, некоторые люди рекомендуют покрывать эти дорожки специальной смазкой для контактов.

Ремонт электроники микровертолетов

У маленьких вертолетов все электронные компоненты с целью уменьшения веса обычно смонтированы на одной плате. В частности, у MCX, MCX2, MSR, Solo и Solo pro - эта плата носит названия 5in1. Очень печально если с этой платой приключается какая-нибудь неисправность. К сожалению такие случаи иногда случаются. Из-за ударов могут возникать микротрещины и отпаиваться детали. Из-за попадания влаги, блокировки моторов, или банального брака производителя могут гореть какие-то компоненты на плате. Поскольку стоимость такой платы составляет чуть ли не половину от стоимости целого вертолета, то иногда разумней купить целый вертолет, чем менять ее. К счастью, обычно такие неисправности можно устранить. Хорошо если у вас золотые руки, острый глаз и огромный опыт по ремонту микроэлектронных плат. Также неплохо если у вас есть знакомый обладающий всем вышеперечисленным. Ну а если всего этого нет, можно попробовать обратиться в сервис занимающийся ремонтом похожей техники, например, в сервис ремонта сотовых телефонов. Рассмотрим частные случаи неисправностей плат "все-в-одном" вышеперечисленных вертолетов.

Плохой контакт, микротрещина, непропай

Чаще всего после падения и повреждения платы наблюдается следующий симптом - вертолет теряет связь с пультом. Виновата в этом скорее всего самая большая микросхема находящаяся на лицевой стороне платы в верхнем левом углу. Какая-то часть ее ножек имеет плохой контакт. Для проверки можно попробовать прижать эту микросхему пальцем, иногда этого достаточно чтобы восстановить работоспособность. Если это не помогает, можно воспользоваться следующими методами обнаружения неисправности. Первый - детальный визуальный осмотр контактов и дорожек платы под лупой и хорошим освещением. Возможно вы заметите где-то трещину. Второй - "метод тыка", требует терпения. Включаем пульт и и плату, берем зубочистку и начинаем методично двигаться по плате прижимая детали и их контакты. Есть шанс что мы в итоге найдем отошедший элемент.

Есть один совет, пользоваться которым правда я предлагаю на свой страх и риск. Опытные люди утверждают что смола которой залиты микросхемы на плате слишком мягкая, поэтому при сильных ударах не справляется с задачей удержания микросхемы на месте. Для усиления фиксации можно очистить микросхему от смолы, обезжирить и проклеить ножки по периметру супер-клеем. Лично я бы такой фокус с новой платой делать бы побоялся, но если плата уже побывала в ремонте - почему бы и не попробовать?

Сгоревшие ключи моторов роторов

[ad name="heliblog_inside_square"]

Признаки - после включения вертолета мотор начинает крутиться по полной, либо наоборот не реагирует на газ (случается реже). Ключи моторов роторов находятся на лицевой стороне платы и представляют собой небольшие трехлапые микросхемки. Сгоревший ключ обычно легко вызвонить простым тестером в режиме прозвонки диодов. По сравнению с исправным, который дает нормальное падение напряжения 300-600 мВ между определенным лапками в определенной полярности, сгоревший будет давать либо замыкание, либо наоборот обрыв. Заменить ключ проще всего имея "донорскую" плату. Если донорской платы нет, можно поискать по форумам маркировки подходящих аналогов. 

Сгоревшие ключи серв

Признаки те же, как и с ключами моторов, только теперь это относится к двигателям сервоприводов. Ключи моторов серв находятся на тыльной стороне платы и выглядят как шестилапые микросхемы. Для каждого мотора используется по 2 ключа.

Если у вас нет опыта пайки SMD компонентов, лучше даже не пытайтесь выполнить такой ремонт своими силами. Обратитесь к опытному человеку. Корпуса серв и шестеренки с платы перед ремонтом надо обязательно снять. Иногда причиной гибели ключа является плохой мотор, поэтому в некоторых случаях приходится перепаивать и моторы.

И последнее, если вы покупали вертолет в магазине, прежде чем курочить плату попробуйте вначале обратиться к продавцу за гарантией. Либо даже напрямую написать производителю вертолета - были случаи когда компания-производитель высылала исправную плату взамен на дефектную.

Борьба с вибрациями и унитазом

Бывает такое, что все детали вроде бы исправны, но вертолет летает уже "не так как надо". Конечно, каждое падение не проходит бесследно. Что-то могло погнуться, что-то могло износиться. Варианты тут могут быть самые различные и иногда бывает достаточно сложно понять что же там не так и чего не хватает модели для ее нормального поведения. Самым простым способом разобраться в этом, конечно, являются новые заведомо исправные запчасти. Перебирая одну за другой можно найти в чем же была причина. Но лишних запчастей обычно нет, поэтому на помощь приходят здравый смысл и форумы. Помните, причин вызывающих "неправильное" поведение вертолета не так уж много: что-то погнулось, что-то износилось и увеличились зазоры, что-то заедает, что-то неисправно в электрической части. Погнутостям деталей обычно сопутствуют повышенная вибрация и увод хвоста. В этом случае можно попробовать их распрямить. Изношенным деталям сопутствует "расхлябанность" вертолета, неточность управления. Обычно такие детали можно определить визуально или покачивая их туда-сюда. Заедания можно проверить "на ощупь". С электрикой сложнее всего. Может быть виноват слегка умирающий мотор, или просто пропадающий контакт в разъеме. 

Если совсем ничего не помогает, остается "шаманство". Если детали можно перевернуть другим боком или поменять местами друг с другом - стоит это попробовать. Если не помогает совсем ничего, можно попробовать полностью разобрать вертолет, почистить все и собрать заново. Это скорее способ от безысходности и при наличии свободного времени, но иногда работает.

Разборка и сборка вертолетов 

Для  разборки и сборки вертолетов (как и другой мало-мальски сложной техники) могу дать один простой совет - фотографируйте весь процесс, это немного усложнит вам работу, но здорово поможет правильно собрать все назад при наличии каких-нибудь затруднений.

Заключение

Вот и все что я хотел сказать о ремонте вертолетов. Если я что-то упустил или где-то ошибся - поправьте меня, пожалуйста. Надеюсь эта статья будет вам полезна. Крепкого здоровья вашим питомцам! 😉 

 


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Вам мелочь, а мне новые посетители!

Похожие записи:

Использование материалов сайта разрешается с согласия автора при условии обязательной ссылки на сайт http://heliblog.ru

60 комментариев к записи “Советы по ремонту вертолетов”

  • Heliblog (Виталий) пишет:

    2 винта выворачиваются и деталька аккуратно вытаскивается. Может сидеть с натягом. Но перед этим придется вынуть внутренний вал (снять шестерню и аккуратно вытянуть), отсоединить тяги от нижних лопастей и снять их.

    Ответить на комментарий

  • Виталий пишет:

    Значит верхние лопасти снимаются вместе с внутренним валом? Если да, то миенно в этом была проблемма. Не мог понять как их снять. Большое Вам спасибо, за потраченное время. Всего хорошего.

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Да, верхние лопасти снять очень просто. Достаточно отвернуть винты и стянуть нижнюю шестерню, потом вытянуть внутренний вал в сборе в верхними лопастями вверх. Тут может быть только одна загвоздка — шлиц на нижнем конце внутреннего вала иногда упирается в подшипник и надо приложить недюжинные усилия чтобы его вынуть. В этом случае лучше не упорствовать, а немного обточить нижний конец внутр вала надфилем. Не за что! 🙂

    Ответить на комментарий

  • MrGreen пишет:

    Ребят, подскажите, пожалуйста!!!

    После того, как вертолет упал, он перестал слушаться пульт управления на расстоянии. Т.е. если поднести пульт на расстояние около 2 см, причем сзади и чуть-чуть снизу, то он начинает работать и слушаться пульт. Что делать? Лечится это?

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Модель вертолета предлагаете угадать самим? Если на ИК управлении, то наверное погнулся ИК датчик на вертолете. Если на радио, то может быть что-то с антенной.

    Ответить на комментарий

  • леонид пишет:

    сломалась шестерня (с осью, к которой крепится нижний винт и сквозь которую проходит вал от верхнего винта к другой шестерни). вертолет такой как на картинке http://hotgoods.com.ua/catalog/i/766-vertoljot-na-radio-upravlenii-fm0161049-xbm-12.html
    фото шестерни могу выложить диаметр около 7,5 см., ширина 3,5 мм. есди правильно посчитал то 141 зуб. заранее спасибо

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Увы, тут ничем помочь не могу. Остается подбирать или купить другой вертолет.

    Ответить на комментарий

  • Валерий. пишет:

    Здравствуйте. У меня проблема. Что-то загнулось в электронике вертолета. Вертолет E-Sky Нoney bee SPX. Крашей особых не было. Пролетал около месяца. Со временем стал замечать что начало водить хвост (верт висит и хвост чуть — чуть водит) не обращал на это внимание до тех пор пока, на высоте 10 м удержание хвоста полностью исчезло. Верт закрутился и упал. Не разбился только по тому что застрял в кустах. При проверке состояния «на руке» следующий симптом: Включаю на малых обортоах — все Ок. — гира работает отменно. Повышаю обороты больше середины — начинает мигать лампочка на приемнике красным, реакция гиры становится вялой. При переводе газа в крайнее положение лапочка на приемнике становится красной обороты двигателя при этом больше не повышаются, гира не реагирует, но управление сервами остается. Не знаю что делать(((

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Увы, чем помочь не знаю.

    Ответить на комментарий

  • никита пишет:

    Надир — у вас на верхнем винте передающее крепление сломано — это ремонтируется в дом условиях. подробнее тут : http://rcview.ru/reviews/2011/11/24/remont-radioupravlyaemogo-mini-vertoleta/ чуть выше середины сайта

    Ответить на комментарий

  • mao71 (Андрей) пишет:

    Прошу помощи!
    Вертолет Т638.
    Перестал запускаться — полностью «мертв» (менял батареи ПДУ, заряжал вертик).
    Снял кабину, достал батарею, разрезал пленку сверху — где контакты, прозвонил тестером «О», а там еще платка какаято стоит, снгва тестером контакты прямо от самой батареи — «3,4 V».
    -Это что умерло зарядное или это что то другое?
    -Будет ли работать если соеденить напрямую, и будет ли заряжаться?
    -В чем проблемма и есть какие либо решения?

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Андрей. Лучшее решение — купить нормальный четырехканальный вертолет со сменными аккумуляторами. Честно.
    (по описанию все же сложно сказать что не так, причины могут быть разные)

    Ответить на комментарий

  • GOVER (Виталий) пишет:

    Вертолет отказывается взлетать, после первого падения перестал вращаться нижний винт (должен ли он крутиться?). Выручайте-один раз взлетел!

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Винт крутиться, конечно, должен. Искать неисправность..

    Ответить на комментарий

  • glas63 пишет:

    Здрасьте!
    Может кто подскажет как подключены провода к плате управления микровертолета китайского.
    Не вращается верхний винт.Снял кабинку и увидел что 2 черных проводка висят в воздухе.Один проводок проходит справа, а другой-слева переднего движка. На вертолетике-маркировка Q.C.PASS 008 и SPEED NO.1

    Ответить на комментарий

    Kostya ответил:

    У меня тоже самое только отказывает нижний винт разбирать боимся повезет по горантии уже 2-ой вертолет в том магозине меняем за 3 дня.

    Ответить на комментарий

  • ramzes (rasim) пишет:

    ребята кому не лень разберите пульт (falcon-x helicopfer) от вертолета и подскажите пожалуиста какои маркировки транзистор Q2.

    Ответить на комментарий

  • Михаил пишет:

    Подскажите пожалуйста как быть.
    Купил вертолетик «S103 Модель вертолета со светодиодной подсветкой и встроенной видеокамерой на радиоуправлении». Вот картинка: http://ebid.s3.amazonaws.com/upload_big/6/2/4/1349064049-27510-65.jpg.

    Достал из коробки, а у него лопасти (и верхние и нижние) свободно болтаются — вокруг оси винтика.
    Пробовал затянуть этот винтик — ничего не получается. Что это? Очередной китайский брак? Или это у меня в голове брак?!

    С нетерпением жду соввета.

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Михаил, к сожалению, сложно сказать. Если покупали в местном магазине — лучше отнести по гарантии.

    Ответить на комментарий

  • Elektrik пишет:

    Подскажите, можно подобрать моторчик для китайского вертолета, зная размер. d=5,7 мм. Длина без вала 13,6 мм. С валом 19 мм. d вала 0,5 мм. В интернете много похожих моторчиков, но нигде не указан размер

    Ответить на комментарий

  • Kostya пишет:

    Здравствуйте! Вот купили комнатный вертолет! В магозине работал нормально обороты выдовал мощные! После некоторых заоядок батареевертолета, перестал работать основной нижний двигатель влазеть боимся! Но исправить надо! Ждем ваших советов!!! Заранее СПАСИБО!!!!

    Ответить на комментарий

  • Евгений пишет:

    Здравствуйте!Подскажите пожалуйста,после крушения вертолет стал самопроизвольно поворачивать рывками в право.Как это лечится?

    Ответить на комментарий

  • (Виталик) пишет:

    Здравствуйте. Подарили неделю назад радиоуправляемый вертолет S105G. Не пролетал и неделю. Вертолет вращается вокруг оси. при малых оборотах в одну сторону, при высоких в другую… все проверил, все на месте, ничего вроде не сломалось…. не знаю что делать… жалко подарок..

    Ответить на комментарий

    rockafella(Александр) ответил:

    Виталик, триммер покрути, если не поможет знач меняй, такая проблема связана с рассинхронизацией оборотов двигателей, если триммером не помогает, причин несколько, но самая страшная — плата управления вертом, тада на свалку сразу или на запчасти, ибо не стоит оно того чтоб с электроникой возиться.

    Ответить на комментарий

  • rockafella(Александр) пишет:

    Прошу люди, назовите здесь все причины по которым может трясти хвостовую балку Syma107, кто знает не стесняемся -нужна помощь.

    Ответить на комментарий

Прокомментировать