Советы по ремонту вертолетов

Чем отремонтировать вертолет.Народная мудрость гласит: "Летать на вертолете - одно удовольствие, чинить его - совсем другое!" И в самом деле, управлять игрушечным вертолетом не занимаясь время от времени его обслуживанием и ремонтом невозможно. Иногда надо поменять какую-либо деталь, иногда восстановить что-нибудь, иногда поднастроить. Ничего сложного в этом нет, для человека с нормальным зрением, растущими из нужного места руками и интересом к технике обычно это не составляет труда, а некоторым (например, мне 🙂 ), копание с мелкими детальками даже приносит удовольствие. В этой статье я буду рассказывать о простых и очевидных вещах, которые тем не менее могут быть кому-нибудь полезны.

Организация рабочего места

Поскольку ремонт микровертолета можно сравнить с работой часовщика, настолько маленькие там винтики, то производить его "на коленке" не стоит. Нам понадобится стол, хорошее освещение и ровная однотонная поверхность. Я обычно просто кладу листок ватмана - на нем хорошо видны все мелкие детальки и сложно что-либо потерять. Так как в процессе ремонта нам придется извлечь множество мелких винтиков, лучше сразу позаботиться об их аккуратном складировании. Лучше всего для этих целей подойдет магнит, или какая-нибудь крышечка куда можно их сложить. Многие наверное видели в продаже специальные "чашки для винтиков" - емкости в дно которых вделан магнит, таким образом все металлические предметы прочно и надежно удерживаются внутри. Можно сделать такую самому или пойти еще дальше и сделать себе целый "магнитный поднос". Для этого нам понадобится листок картона и несколько магнитных фотографий на холодильник - приклеиваем их снизу к картону и получаем огромную поверхность на которой можно раскладывать винтики в порядке их разборки.
Ящик для запчастей.

Ящик для запчастей

Главное правило при ремонте вертолетов: Никогда не выбрасывайте поломанные запчасти! И хоть вертолеты летают "только на новых запчастях", никогда не знаешь когда может пригодиться обломок старой. К сожалению у нас в России не всегда и не у всех есть возможность пойти в магазин и просто купить запчасть на замену, поэтому иногда приходится мудрить и колхозить что-нибудь из подручных материалов. Поэтому никогда не знаешь когда и зачем тебе могут понадобится сломанные детали, но такой момент рано или поздно настанет, проверено на собственном опыте. 🙂 Для хранения всего этого накапливающегося со временем добра лучше завести специальный ящик с перегородками для мелких деталей, так называемый "органайзер". Лучше если цвет этого ящика не будет темным (легче будет разглядеть детальки) и хорошо если он имеет отсеки продолговатой формы - многие детали вертолетов вытянуты в длину.

Инструмент для ремонта микровертолетов

Отвертка с магнитом

Отвертка с магнитом

Набор необходимого нам инструмента в общем-то невелик. В качестве отверточки для маленьких винтиков вполне подходит стоковая, которую многие производители кладут в комплект с вертолетом. Единственное, что для удобства пользования ее лучше намагнитить. Я - так просто прикрепил к ней небольшой редкоземельный магнит-таблетку купленный в DealExtreme. Таким образом удобно изымать винтики при раскручивании и насаживать их на кончик отвертки при закручивании. Очень нелишним будет хороший пинцет с острыми ножками.
Чтобы не напрягать сильно зрение при детальном рассматривании запчастей, хорошо иметь лупу или очки с макролинзами. Если вы занимаетесь пайкой мелких компонентов, такая штука у вас уже наверняка есть. Для чистки и протирки  деталей пригодятся обычные ватные палочки для чистки ушей. Ну или просто можно намотать кусок ваты на спичку. Для простейших проверок электрической части подойдет обычный тестер-мультиметр. Иногда для каких-нибудь колхозов требуется просверлить маленькое аккуратное отверстие, в этом случае очень нелишней будет мини-дрель с цанговым зажимом. Хотя это уже скорее редкость, а не инструмент первой необходимости.

Чем клеить детали радиоуправляемых моделей

Дихлорэтан

Дихлорэтан

Детали радиоуправляемых вертолетов могут быть сделаны в основном из трех материалов: пластмасса, карбон, металл. Проще всего заниматься ремонтом пластмассовых деталей. Неоценимую помощь в этом нам окажет Дихлорэтан, либо специализированый клей для пластмассы. Дихлорэтан - весьма ядовитое вещество, соблюдайте все меры предосторожности при работе с ним, проветривайте помещение и избегайте попадания на кожу. Клеи для пластмассы (например, клеи UHU для пластика и моделирования) не так токсичны, но их сложнее найти в продаже (я, правда, читал в интернете что все как раз наоборот, что дихлорэтан к свободной продаже запрещен, но нет - пошел и купил в первом попавшемся радиолюбительском магазине 🙂 ). Способ применения всех этих клеев такой: наливаем небольшое количество клея в какую-нибудь емкость, мелко стругаем туда пластиковую деталь (тут как раз хорошо использовать какую-нибудь сломанную запчасть из подобного же пластика). Ждем пока наструганные кусочки растворятся до кашеобразного состояния, параллельно мажем место излома чтобы его края также слегка растворились. После чего плоской отверточкой или лопаткой наносим "кашицу" заполняя место излома, заглаживаем края и оставляем деталь до полного высыхания. Для усиления эффекта, место соединения можно "армировать" какой-нибудь ниткой или даже проволочкой. При правильном применении прочность соединения не уступает оригиналу. Этот же метод можно применять превентивно - для усиления каких-нибудь слабых узлов еще до того как они сломались. Другие виды клеев для нас не так полезны, но в некоторых случаях уместно применять и их. Среди тех, что чаще всего используются моделистами - цианоакрилатный клей (больше известный нам как "супер-момент") и эпоксидная смола. Ими можно попытаться склеить карбон или металл с чем-либо. Очень хорошо себя зарекоммендовал в среде моделистов клей для потолочных плиток (например "Титан"). Им можно делать прочные но гибкие "сопли" для фиксации каких-либо элементов. В случае когда только клеевого соединения может не хватать, можно применять дополнительные усиливающие материалы. Например, многие ремонтируют шасси с использованием тонких булавок, накладывая их параллельно месту излома, заматывая нитками и пропитывая все это клеем. Иногда уместно использовать трубочки термоусадки. Они выпускаются самого различного диаметра, так что подобрать подходящий не составит труда. Внимание! Будьте осторожны при использовании фена при ремонте микровертолетов!  Поскольку большинство деталей из пластмассы, можно легко и просто оплавить что-нибудь важное. Особенно стоит беречь шестеренки серв, зубцы которых могут оплавиться "на раз".

Другие жидкости

Локтайт

Локтайт

Локтайт

Для резьбовых соединений металл-металл в вертолетах в обязательном порядке используется фиксатор резьбы (локтайт). Для микровертолетов это малоактуально, поскольку у них обычно нет резьбовых соединений из металла, но для более крупных моделей вам придется познакомиться с этим компонентом. Локтайты различаются по величине фиксации. Обычно она обозначается цифрой. Также идет деление на синие, зеленые и красные фиксаторы. Чаще всего используется синий локтайт - он не дает винтам выворачиваться от вибрации, но его можно "стронуть" отверткой. Винт посаженный на красный локтайт можно вывернуть только предварительно нагрев место соединения. Красный локтайт используется в определенных узлах головы классических вертолетов. Правильное использования локтайта: перед заворачиванием мажутся 1-2 крайних витка резьбы винта. Хороший локтайт должен держать винт от "страгивания", но не создавать проблем при дальнейшем выкручивании.

 Смазки

Вопрос - нужно ли смазывать комнатные вертолеты до сих пор остается открытым.  Большинство сходится в том, что маленьким вертолетам с пластиковыми узлами смазка не нужна. Смазка может быть полезна в месте крепления лопастей на вал и в узлах трения флайбара. Также, если желаете смазать свой вертолет можно просто опрыскать его силиконовым спреем. Но будьте готовы, что периодически вертолет придется разбирать и чистить от налипшей пыли. Для продления ресурса серв в том случае если их резистивные дорожки выполнены непосредственно на плате, некоторые люди рекомендуют покрывать эти дорожки специальной смазкой для контактов.

Ремонт электроники микровертолетов

У маленьких вертолетов все электронные компоненты с целью уменьшения веса обычно смонтированы на одной плате. В частности, у MCX, MCX2, MSR, Solo и Solo pro - эта плата носит названия 5in1. Очень печально если с этой платой приключается какая-нибудь неисправность. К сожалению такие случаи иногда случаются. Из-за ударов могут возникать микротрещины и отпаиваться детали. Из-за попадания влаги, блокировки моторов, или банального брака производителя могут гореть какие-то компоненты на плате. Поскольку стоимость такой платы составляет чуть ли не половину от стоимости целого вертолета, то иногда разумней купить целый вертолет, чем менять ее. К счастью, обычно такие неисправности можно устранить. Хорошо если у вас золотые руки, острый глаз и огромный опыт по ремонту микроэлектронных плат. Также неплохо если у вас есть знакомый обладающий всем вышеперечисленным. Ну а если всего этого нет, можно попробовать обратиться в сервис занимающийся ремонтом похожей техники, например, в сервис ремонта сотовых телефонов. Рассмотрим частные случаи неисправностей плат "все-в-одном" вышеперечисленных вертолетов.

Плохой контакт, микротрещина, непропай

Чаще всего после падения и повреждения платы наблюдается следующий симптом - вертолет теряет связь с пультом. Виновата в этом скорее всего самая большая микросхема находящаяся на лицевой стороне платы в верхнем левом углу. Какая-то часть ее ножек имеет плохой контакт. Для проверки можно попробовать прижать эту микросхему пальцем, иногда этого достаточно чтобы восстановить работоспособность. Если это не помогает, можно воспользоваться следующими методами обнаружения неисправности. Первый - детальный визуальный осмотр контактов и дорожек платы под лупой и хорошим освещением. Возможно вы заметите где-то трещину. Второй - "метод тыка", требует терпения. Включаем пульт и и плату, берем зубочистку и начинаем методично двигаться по плате прижимая детали и их контакты. Есть шанс что мы в итоге найдем отошедший элемент. Есть один совет, пользоваться которым правда я предлагаю на свой страх и риск. Опытные люди утверждают что смола которой залиты микросхемы на плате слишком мягкая, поэтому при сильных ударах не справляется с задачей удержания микросхемы на месте. Для усиления фиксации можно очистить микросхему от смолы, обезжирить и проклеить ножки по периметру супер-клеем. Лично я бы такой фокус с новой платой делать бы побоялся, но если плата уже побывала в ремонте - почему бы и не попробовать?

Сгоревшие ключи моторов роторов

Признаки - после включения вертолета мотор начинает крутиться по полной, либо наоборот не реагирует на газ (случается реже). Ключи моторов роторов находятся на лицевой стороне платы и представляют собой небольшие трехлапые микросхемки. Сгоревший ключ обычно легко вызвонить простым тестером в режиме прозвонки диодов. По сравнению с исправным, который дает нормальное падение напряжения 300-600 мВ между определенным лапками в определенной полярности, сгоревший будет давать либо замыкание, либо наоборот обрыв. Заменить ключ проще всего имея "донорскую" плату. Если донорской платы нет, можно поискать по форумам маркировки подходящих аналогов.

Сгоревшие ключи серв

Признаки те же, как и с ключами моторов, только теперь это относится к двигателям сервоприводов. Ключи моторов серв находятся на тыльной стороне платы и выглядят как шестилапые микросхемы. Для каждого мотора используется по 2 ключа. Если у вас нет опыта пайки SMD компонентов, лучше даже не пытайтесь выполнить такой ремонт своими силами. Обратитесь к опытному человеку. Корпуса серв и шестеренки с платы перед ремонтом надо обязательно снять. Иногда причиной гибели ключа является плохой мотор, поэтому в некоторых случаях приходится перепаивать и моторы. И последнее, если вы покупали вертолет в магазине, прежде чем курочить плату попробуйте вначале обратиться к продавцу за гарантией. Либо даже напрямую написать производителю вертолета - были случаи когда компания-производитель высылала исправную плату взамен на дефектную.

Борьба с вибрациями и унитазом

Бывает такое, что все детали вроде бы исправны, но вертолет летает уже "не так как надо". Конечно, каждое падение не проходит бесследно. Что-то могло погнуться, что-то могло износиться. Варианты тут могут быть самые различные и иногда бывает достаточно сложно понять что же там не так и чего не хватает модели для ее нормального поведения. Самым простым способом разобраться в этом, конечно, являются новые заведомо исправные запчасти. Перебирая одну за другой можно найти в чем же была причина. Но лишних запчастей обычно нет, поэтому на помощь приходят здравый смысл и форумы. Помните, причин вызывающих "неправильное" поведение вертолета не так уж много: что-то погнулось, что-то износилось и увеличились зазоры, что-то заедает, что-то неисправно в электрической части. Погнутостям деталей обычно сопутствуют повышенная вибрация и увод хвоста. В этом случае можно попробовать их распрямить. Изношенным деталям сопутствует "расхлябанность" вертолета, неточность управления. Обычно такие детали можно определить визуально или покачивая их туда-сюда. Заедания можно проверить "на ощупь". С электрикой сложнее всего. Может быть виноват слегка умирающий мотор, или просто пропадающий контакт в разъеме. Если совсем ничего не помогает, остается "шаманство". Если детали можно перевернуть другим боком или поменять местами друг с другом - стоит это попробовать. Если не помогает совсем ничего, можно попробовать полностью разобрать вертолет, почистить все и собрать заново. Это скорее способ от безысходности и при наличии свободного времени, но иногда работает.

Разборка и сборка вертолетов

Для  разборки и сборки вертолетов (как и другой мало-мальски сложной техники) могу дать один простой совет - фотографируйте весь процесс, это немного усложнит вам работу, но здорово поможет правильно собрать все назад при наличии каких-нибудь затруднений.

Заключение

Вот и все что я хотел сказать о ремонте вертолетов. Если я что-то упустил или где-то ошибся - поправьте меня, пожалуйста. Надеюсь эта статья будет вам полезна. Крепкого здоровья вашим питомцам! 😉

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Вам мелочь, а мне новые посетители!

Похожие записи:

Использование материалов сайта разрешается с согласия автора при условии обязательной ссылки на сайт https://heliblog.ru

60 комментариев к записи “Советы по ремонту вертолетов”

  • Vertu пишет:

    Спасибо, как всегда наглядно и полезно…-)

    Имхо, хорошо бы тему ремонтов развивать и далее, в том числе по мотивам обсуждений мелколетов на рсдизайне. Там ОЧЕНЬ тяжело что-то вычитать даже с поиском, темы жутко раздулись за эти годы, а фак никто писать не хочет. Хотя в постах иногд есть четкие полезные решения – как чинить конкретный баг.

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Спасибо. Трудно описать неописуемое. 🙂 Я перед обзором каждой модели беру на себя труд прочитывать тему по ней на рсдизайне от начала и до конца и выписываю все полезные мысли в блокнот. Воды там, конечно, 99 и больше процентов. Некоторые вещи сознательно опускаю, чтобы не утомлять подробностями, некоторые мнения слишком субъективны и с чем-то я не согласен. В общем, делаю выжимку насколько могу. Всего все равно не охватишь. 🙂

    Ответить на комментарий

  • Yarre пишет:

    Полезно. У меня вот в Blade MCX2 верхний винт стал вращаться с щелчком. Нижний нормально. Не знаю, с какой стороны подойти. Не сталкивался?

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Нет, с таким не встречался. Ну, надо попробовать вывести пиньон мотора из зацепления, покрутить рукой ротор. Скорее всего щелчков не будет. Тогда виновата или шестерня, или мотор, или расстояние между ними (т. е. рама).

    Ответить на комментарий

    Yarre ответил:

    Спасибо, попробую.

    Ответить на комментарий

    Vertu ответил:

    http://forum.rcdesign.ru/f59/thread182042-10.html#post2729318

  • dark пишет:

    Да, интересная статья, спасибо. Ремонт действительно сложное занятие, и даже горы запчастей иногда не спасают.
    Как можно проверить подгоревший двигатель, кроме как поочередной заменой на новые? бывает мощность падает, и приходится по-очереди менять двигатели – а это не всегда просто, да и новые бывают бракованные.. Спасибо.

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Косвенно можно судить о неисправности если полетное время резко сократилось и мотор ненормально греется. При некоторых дефектах мотор отказывается запускаться в некоторых положениях ротора. Иногда на звук слышно что с ним что-то не то. Может есть способы и получше (померить ток потребления?), но я с ними не знаком. 🙂

    Ответить на комментарий

    dark ответил:

    забыл уточнить – на соосном вертолёте 🙂 один двигатель теряет мощность, гироскоп выравнивает питание на втором двигателе – в результате тяги нет, а какой двигатель виноват – неясно… либо вообще акк умирает и поэтому мощности не хватает… обычно это самая сложная ситуация в ремонте

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Ну, нехороший двигатель обычно все же заметно сильнее греется.

  • Сергей пишет:

    Здравствуйте! Можно ли подобрать лопасти на китайский вертолёт если его модель не известна? В интернет магазинах лопастей такого вида много, но размеры не указываются.У меня длинна одной лопасти 155мм, может что подскажите, ведь китайцы делают много дубликатов, только названия меняют.

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Сергей, мое личное мнение, что подбирать запчасти для таких игрушек – дело неблагодарное. Когда неизвестна модель и запчасти можно оценить только по фоткам – приходится действовать наугад. В общем-то, Вам можно попробовать любые лопасти приблизительно такого же размера, главное чтобы у них посадочное отверстие было более-менее в нужном месте и ширина подходила.

    Ответить на комментарий

  • Лёха пишет:

    хочу поделиться опытом, никогда не смазывайте валы моделей микро вертолётов типа phantom / phoenix 6010 / микроша и т.п., заметно увеличивается трение, поскольку любая жидкая смазка вязкая! потом вертолёт летает плохо и быстро сгорают двигатели!
    второй момент, когда будете собирать модель, очень тяжело надевать на валы пластиковые детали, они идут внатяг, читайте справочник коэффициентов линейного расширения, не стоит охлаждать стальной вал, надо разогревать феном (для волос) пластмассовые деталюшки!
    надеюсь, кому-то это будет полезно.

    Ответить на комментарий

  • Николай пишет:

    после доставки и распаковки E flight Blade mCX2 совсем не хочет летать – только в кабине мигает синий светодиод. Подскажите, с чего начать!!! что проверить!

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Прочитать инструкцию? 😀

    1. Вначале всегда включается пульт, потом вертолет.
    2. Надо убедится что газ в пульте стоит на нуле и триммер газа не уведен вверх.
    3. Попробовать перебиндить.

    Ответить на комментарий

    Николай ответил:

    Все получилось-) Спасибо за подсказку. Инструкцию на русском интересно можно где-нибудь скачать?

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    Пожалуйста! Мне пока на русском не попадалась.

  • надир пишет:

    купил сыну в связном вертолет, он его папу дней позапускал,а потом верхний винт начал вебрировать и тяжело поддается управлению, на глаз вроде все исправно, попробовал лопасти поменять, не помогло. Можно это как то исправить или тока выкидывать?

    Ответить на комментарий

    Виталий (https://heliblog.ru) ответил:

    По мне, так с этими игрушками не стоит возиться. Лучше купить что-нибудь минимально стоящее (Nine Eagles Solo, Blade MCX, MCX2, Xieda) и немного запчастей. Поизучайте мой блог, здесь есть все советы о том что лучше выбрать в качестве первого вертолета.

    Ответить на комментарий

  • надир пишет:

    знал бы раньше что он такой хрупкий не купил бы за 2000 такую ерунду, а теперь выкидывать жалко

    Ответить на комментарий

  • Виталий пишет:

    Здравствуйте!
    Нуждаюсь в совете. Вертолёт потерпел крушение.Сломалась несущая часть нижнего ряда лопастей.Не знаю как правильно называется эта деталь, она одевается на вал и к ней крепятся лопасти. Не могу понять как снять старую и установить новую а без опыта ремонта не хочется его начинать, боюсь совсем угробить модель. Аодскажите пожалуйста.
    Спасибо.

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Виталий, без фотографий сложно разобраться.

    Ответить на комментарий

  • Виталий пишет:

    Я мог бы Вам показать фото, только вот где ?

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Выложите куда-нибудь и пришлите ссылку.

    Ответить на комментарий

  • Виталий пишет:

    Спасибо за столь быстрые ответы. Здесь две ссылки. Первая на саму деталь и вторая на модель. Думаю с вашим опытом вы без труда разберётесь, где она установлена.
    Спасибо.

    http://www.conrad.de/ce/ProductDetail.html?hk=WW4&insert=V0&WT.mc_id=Froog&productcode=209626&utm_source=google&utm_medium=deeplink&utm_content=dl_article&utm_campaign=g_shopping

    http://www.google.de/products/catalog?q=Doppelrotor-Helikopter+Jet&hl=de&client=firefox-a&hs=Pdj&rls=org.mozilla:de:official&channel=s&prmd=imvns&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.r_qf.,cf.osb&biw=1272&bih=826&um=1&ie=UTF-8&tbm=shop&cid=10392757945238832306&sa=X&ei=tK-bT7GIEcPjtQbghuhU&ved=0CE4Q8wIwAA

    Ответить на комментарий

Прокомментировать