Обзор р/у вертолета MCX Tandem – вертолет-копия CH-113 Labrador

Everything you need for indoor aerial adventures like nighttime family room patrols or survivor extractions from the top of the fridge.
Всё что нужно для воздушных домашних приключений, как-то ночное патрулирование комнаты или спасательные операции по эвакуации с верхней площадки холодильника.

E-flite Blade MCX Tandem в полетеE-flite Blade MCX Tandem Rescue - один из первых вертолетов в семействе Блейдов. Его начали производить в конце 2009 года, спустя некоторое время после появления на свет MCX. Чем примечательна эта модель? Это вертолет конструкции "тандем" копийного дизайна, повторяющий реальную модель Канадского спасательного вертолета Boeing Vertol CH-113 Labrador (который в свою очередь представляет собой версию вертолета CH-46 Sea Knight используемого в военно-морских силах США).  Благодаря красочно раскрашенному корпусу сходство получилось вполне реальным. Есть только одно бросающееся в глаза отличие - настоящий вертолет имеет двухроторную систему с тремя лопастями на ротор, у нашего же тандема четыре двухлопастных ротора. 

Boeing Vertol CH-113 Labrador

Прародитель модели

За основу этой модели взят Blade MCX. Собственно, можно сказать что MCX Tandem - это MCX помноженный на два, но с некоторыми нюансами. Главным отличием, которое и придает вертолету копийное поведение в воздухе приближенное к оригиналу, является способ управления тангажом. В Тандеме тангаж контролируется изменением пропорции тяги между передним и задним роторами. Таким образом, на плате управления осталась всего одна серва отвечающая за крен, причем она воздействует одновременно и на передний и на задний роторы. Естественно я не смог пройти мимо такой необычной конструкции и приобрел ее себе для обзора.

E-flite Blade MCX Tandem

E-flite Blade MCX Tandem, сравнение размеров

Сравнение размеров

E-flite Blade MCX Tandem, вид спереди

Вид спереди

E-flite Blade MCX Tandem, вид сзади

E-flite Blade MCX Tandem, вид сзади

E-flite Blade MCX Tandem, вид сверху

E-flite Blade MCX Tandem, вид сверху

E-flite Blade MCX Tandem, вид снизу

E-flite Blade MCX Tandem, вид снизу

Характеристики вертолета

  • Тип: ультра микро вертолет соосной конструкции;
  • Диаметр главного ротора: 190 мм;
  • Полный вес: 60 гр;
  • Длина: 394 мм;
  • Моторы: 4 мотора без сердечников диаметром по 6 мм;
  • Аккумулятор: однобаночный, литий-полимерный, 3.7 В, 250мАч;
  • Уровень сложности: простой;
  • Рекомендуемая область применения: полеты внутри помещений;

Комплект поставки E-flite Blade MCX Tandem Rescue

Комплектация RTF имеет заводской номер EFLH2500 и в нее входит следующее:

  • Собранный и настроенный вертолет;
  • Пульт управления MLP4DSM (подробно рассматривался мной в оборе Blade MCX); 
  • Однопортовый сетевой зарядник Celectra с изменяемым током зарядки;
  • Блок питания к заряднику;
  • Аккумулятор;
  • Бумажная инструкция на английском;
  • Коробка;
  • Маленькая крестовая отверточка, запасные резиночки для корпуса и серв.

BNF версия имеет заводской код EFLH2580 и в нее входит все то же самое, только без пульта.

E-flite Blade MCX Tandem, коробка

Коробка

E-flite Blade MCX Tandem, внутри коробки

Внутри коробки

E-flite Blade MCX Tandem, комплектация

Комплектация

E-flite Blade MCX Tandem, со снятым корпусом

Со снятым корпусом

E-flite Blade MCX Tandem в темноте

В темноте

Аккумуляторы и зарядник

Для питания Тандема используется однобаночный аккумулятор на 250 мАч. По размерам он выглядит примерно как 2 MCX-овских аккумулятора положенные рядом. Разъем питания сделан так, что аккумулятор сразу вставляется в плату электроники, что достаточно удобно. 4 мотора кушают достаточно большой ток, поэтому использовать маленький аккумулятор от MCX (на 120 или даже на 160 мАч) не получится, у них не хватает отдаваемого тока - вертолет с трудом продержится в воздухе 20 секунд, после чего сядет с перегревшимся аккумулятором от просадки по напряжению.

 В комплектации с этой моделью идет однопортовый сетевой зарядник с изменяемым от 0,1 А до 0,7 А током зарядки. Этот же зарядник широко используется во многих других вертолетов линейки Блейд, где применяются однобаночные аккумуляторы емкостью больше 160 мАч, в частности им комплектуются Blade 120SR, MCPX и новинка сезона - микроквадрокоптер MQX.

Зарядник имеет вынесенный на провод разъем для подключения аккумулятора, таким образом можно заряжать однобаночные аккумуляторы любых геометрических размеров.

Интерфейс предельно простой - 7 индикаторов и три кнопки. После включения блока питания в сеть загорается индикатор напротив установленного сейчас значения тока зарядки. Кнопками плюс и минус можно изменить ток зарядки. По нажатию кнопки start/stop начинается зарядка аккумулятора, индикатор тока зарядки в этот момент мигает. При достижении приблизительно 60% от полной емкости, индикаторы начинают мигать по схеме "1 к 7", этот момент хорош для снятия аккумулятора с зарядки на длительное хранение. При 100% зарядке индикатор начинает показывать "бегущую точку". В любой момент зарядку можно остановить и изменить значение тока. 

Для данного аккумулятора, согласно инструкции, разрешена зарядка максимальным  током в 0,7 мА, но если Вы не торопитесь, можете слегка уменьшить ток зарядки, это будет полезней для аккумулятора (upd. Наверное мое мнение относительно малого тока зарядки все же уже не актуально. В производстве аккумуляторов постоянно идет прогресс и современные аккумуляторы уже нормально относятся к повышенным токам зарядки, поэтому предлагаю не заморачиваться и заряжать током 0,7А как и пишет производитель).

Однопортовый зарядник Celectra

Однопортовый зарядник Celectra

Аккумулятор к Blade MCX Tandem

Аккумулятор

E-flite Blade MCX Tandem, вид снизу на плату электроники

Вид снизу на плату электроники

E-flite Blade MCX Tandem, шасси

Шасси

E-flite Blade MCX Tandem, тарелка автомата перекоса

Тарелка автомата перекоса

Особенности вертолета 

Конструкция вертолета

Несмотря на кажущуюся легкость и хрупкость MCX Tandem весит 60 грамм, что почти в 2 раза больше чем вес MCX. Основная доля веса приходится на корпус - почти 11 грамм. Аккумулятор весит тоже немало - 7,5 грамм. Тандем со снятым корпусом выглядит весьма насекомоподобно. 🙂 Корпус, кстати, имеет встроенные навигационные огни придающие этому вертолету еще больше копийности и привлекательности.  Для копийного вертолета корпус у него снимается очень просто (гораздо проще чем, к примеру, у Bravo 3) - нужно аккуратно отклеить липкую ленту в задней части и разлепить половинки корпуса в задней и передней частях, после чего аккуратно изгибая снять его с рамы. Также придется отсоединить четыре разъема навигационных огней от платы. 

Плата электроники у Тандема в корне отличается от MCX-овской (на основе которой были сделаны платы для MCX2, MSR и Force), здесь она больше по размерам и по контуру представляет собой четкий прямоугольник. Серва на ней только одна, такая же как на MCX. Длину тяг на тарелки автомата перекоса можно регулировать как у передней, так и задней тарелки.

Шасси сделаны из тонких проволочек, сами колеса поролоновые. 

Большинство деталей вертолета одинаковы с MCX - это внутренние и внешние валы, шестеренки и лопасти. Моторы такие же, но имеют более длинные провода. А вот флайбар у этой модели такой же как у MCX2, собственно он и перекочевал на MCX2 с Тандема.

MCX Tandem, плата электроники, вид спереди

Плата электроники, вид спереди

MCX Tandem, плата электроники, вид сзади

Плата электроники, вид сзади

MCX Tandem, подсоединение навигационных огней

Подсоединение навигационных огней

MCX Tandem, передние роторы

Передние роторы

MCX Tandem, задние роторы

Задние роторы

Слабые места

В интернете не очень много статистики по поломкам этого вертолета. Но зная поломки MCX, можно предположить что самые слабые места - внутренние валы (в месте крепления флайбара) и лопасти (могут отламываться шарики крепления тяг). В качестве апгрейда можно порекомендовать поставить внутренние валы от MCX2, крепление флайбара у которых намного надежней. Также можно поставить лопасти от MCX2, но тогда вероятно придется менять их целиком всем комплектом.

Устранение перекосов 

Есть у MCX Tandem одна особенность - иногда его начинает закручивать в воздухе, причем закручивать так сильно, что триммер руля даже не спасает. Причина в следующем - рама тандема держится на двух карбоновых прутках. При всей своей легкости такая, конструкция не очень надежна в плане скручивания, иногда возникают перекосы и ось задних роторов наклоняется относительно оси передних, поэтому возникает незапланированный крутящий момент. Исправить это можно аккуратно взяв руками вертолет за переднюю и заднюю часть и выкручивая их в противоположном направлении. 

Легче всего это понять посмотрев следующее видео: 

Поведение в воздухе

После MCX летать на Тандеме довольно необычно, он кажется большим и неуклюжим. Появляется инерция и ее надо учитывать в управлении. Есть один неприятный момент в поведении этого вертолета -  он очень любит "козлить" (раскачиваться по тангажу). Также, в силу конструкции (узкий и длинный) при взлете он стремится завалиться на бок, поэтому взлетать на нем лучше уверенно и резко. В общем, Тандем - не очень маневренный вертолет, но таким он и должен быть - его стиль полета дополняет его копийность.

Официальное промо-видео

Инструкция

PDF  Скачать инструкцию к вертолету E-flite Blade MCX Tandem Rescue (английский язык, 2.4 Мб)

Резюме

Эта модель гораздо менее популярна в народе, чем MCX/MCX2. Причина - наверное более высокая цена и более низкая маневренность. Вместе с тем, думаю Вы согласитесь что вертолет выглядит очень красочно и привлекательно, а его конструкция уникальна по по своему весу и простоте обслуживания. В связи с этим, MCX Tandem следует рассматривать к покупке в первую очередь для детей и любителей копийности. 

Кстати, есть у него одна недоработка с освещением. Если посмотрите на фотографию Тандема в темноте - видно что передняя половина его корпуса светится. Это просвечивает светодиод индикации на плате электроники. Такое распределение света немного портит вид, было бы здорово хотя бы сделать аналогичную подсветку для задней части,а еще лучше - затемнить корпус, но оставить просвечивающие иллюминаторы, это бы было эффектным зрелищем! Неплохая идея для доработки? 😉 

Также хочу отметить, что данный вертолет очень неплохо поднимает "тяжести", особенно если снять с него корпус. Со снятым корпусом он без проблем таскает грамм 15, а если поднатужится, то и грамм 30 (но недолго). Правда как платформу для FPV и видео его все равно не очень удобно использовать из-за сложности в точном управлении такой неуклюжей конструкцией. 

MCX Tandem - не единственная модель-копия среди радиоуправляемых вертолетов.  Nine Eagles выпускают похожий вертолет 227A Twingo, это почти копия MCX Tandem, но корпус не такой копийный, а у Валкеры есть целый ряд моделей вертолетов тандемов гораздо больших размеров, например  - YS8001 Walkera Micro Twin Coaxial  весит 210 грамм, а Fire Silver CH-47 Chinook Tandem RC Helicopter Walkera - 768 грамм! Летать на таком наверное еще забавнее, но представляю себе насколько непоротливым будет вертолет такой массы!


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Вам мелочь, а мне новые посетители!

Похожие записи:

Использование материалов сайта разрешается с согласия автора при условии обязательной ссылки на сайт https://heliblog.ru

Один комментарий к записи “Обзор р/у вертолета MCX Tandem – вертолет-копия CH-113 Labrador”

Прокомментировать