Новый Blade mSRX — безфлайбарные системы в массы!

E-flite Blade MSR X
 Я в последнее время совсем забросил рубрику новинок r/c вертолетов, а зря. Мы живем в такое время, когда хобби радиоуправляемых моделей активно развивается, а появляющиеся модели не просто получают новые маркетинговые заманухи, как это стало с большинством бытовых товаров, а действительно качественно иные изменения. Много из того о чем моделисты могли только мечтать всего лишь 2 или 3 года назад (Вы только вдумайтесь в эти цифры! 😉 ), сейчас стало реальностью.  Поэтому постараюсь почаще обращаться к теме новинок на этом поприще. А начну, конечно же, со своих любимых "Блейдов". Для Horizon Hobby сейчас настала Золотая Эра. Их безфлайбарная система "AS3X™ Digital Flybarless System" успешно показала себя на Blade MCPX и теперь конструкторы примеряют ее для  обновления существующих моделей. Уже вышли в свет Blade 450 X, mSRX и совершенна новая ниша для Eflite - микро квадрокоптер mQX. Возможно в дальнейшем нас ждут 120 SRX, SRX или даже MCX-X. 🙂

Но сегодня я буду подробно рассматривать только Blade mSRX.

 Ключевые особенности (С сайта производителя, как всегда много воды и пустых маркетиговых фраз):

  • Безфлайбарная система стабилизации AS3X™;
  • Высокоточные сервоприводы большого разрешения;
  • Новая высокопроизводительная форма лопастей;
  • Защитное обрамление хвостового двигателя;
  • Малоинерционные моторы без сердечников;
  • Карбоновая балка хвоста;

Характеристики:

  • Тип конструкции: электрический безфлайбарный микровертолет классической схемы с фиксированным шагом лопастей;
  • Диаметр лопастей главного ротора : 181 мм;
  • Диаметр хвостового ротора: 37 мм;
  • Полный вес: 31 гр;
  • Длина: 189 мм;
  • Уровень сложности: средний;
  • Область применения: как внутри помещений, так и на улице.

Сравним с прародителем - Blade MSR.  Габаритные размеры почти не изменились, вес увеличился на несколько грамм. Вертолет теперь по умолчанию комплектуется длинной батареей на 150 мАч, значительная доля увеличения веса скорее всего приходится на нее. Вторая причина - видимо более тяжелая и габаритная плата электроники. Вертолет доступен к покупке в двух комплектациях - RTF (заводской номер BLH 3200) и BNF (BLH 3250). В комплектации RTF к вертолету прикладывается все тот же старый добрый пульт MLP4DSM, а вот на заряднике решили сэкономить. Вместо отличного четырехпортового сетевого зарядника Celectra, здесь в комплекте идет обычный однопортовый без блока питания, как у MCX2. BNF версию решили максимально удешевить и там нет даже зарядника с аккумулятором.

Сравнение MSRX с MSRСлева - MSR X, справа - MSR. 

Официальная страница с информацией о модели находится здесь. Какие отличия сразу бросаются в глаза глядя на фотографии? Другой дизайн канопы, стекло кабины теперь еще более "зеркальное", отверстия под крепления канопы отличаются от MSR-овских, но совпадают с расположением у MCX2. Думаю это улучшение в лучшую сторону, у мессера оба отверстия смещены в одну сторону и создается большой рычаг при ударах носом, на штырьки крепления приходится бОльшая нагрузка. Двигатель хвостового ротора теперь находится в защитном обрамлении, и это еще одна "работа над ошибками", у MSR хвостовой мотор часто страдал в результате неудачных столкновений. Держатели лопастей mSR X имеют пропечатанную цифру 2, хочется верить что это тоже отсылка к "версии 2", поскольку у MSR держатели лопастей - вообще самая слабая деталь. Сервоприводы действительно лучше и надежнее прежних, внешне похожи на сервы от MCPX. Это логично, поскольку стабилизация теперь электронная и целиком зависит от качества работы серв. Сервы, кстати, у него расположены теперь не под 45 градусов к оси вертолета, а без компенсации фазы, т. е. ровно под 0 и 90 градусов.  Плата электроники у новой модели занимает огромную площадь и расположение у нее очень необычное - вдоль вертолета по левому борту, это в корне отличается от всех предыдущих конструкций блейдов. Для компенсации центра тяжести мотор главного ротора теперь смещен вправо.

Поскольку вертолет уже появился в продаже, на форумах есть отзывы первых владельцев.  Краткая выжимка:

  • По поведению вертолет позволяет себе  меньше вольностей. Теперь нет эффекта маятника и унитаза, но может проявляться дрожание и дерганье на различных оборотах. Пируэтты теперь ограничены по скорости, если MSR можно было натурально пустить "волчком", то MSRX лишь неспешно поворачивает. Как и у предшественника, есть легкая неравномерность - влево поворачивает плавнее и естественнее, чем вправо. Поскольку на хвосте теперь стоит гироскоп с удержанием, хвост держится на порядок лучше - если его и уводит при подгазовках, гироскоп почти сразу возвращает его на место.
  • Самое большое отличие в поведении - это, конечно же, отсутствие самостабилизации в горизонт. Здесь MSRX идентичен настоящей "классике" - как его наклонили, так он и висит. Это хорошо для опытных пилотов, но многократно повышает сложность управления для тех кто с классикой никогда дела не имел. Было бы здорово, если бы у MSRX был бы отключаемый режим самостабилизации, но похоже ефлайтовские "мозги"  AS3X™ не имеют акселлерометров, увы.
  • Большие обороты ротора и малое время полета. Вполне ожидаемо, что MSRX имеет бОльшие обороты ротора, чем MSR (безфлайбарные системы не любят маленьких оборотов и сопутствующих им вибраций). Большие обороты ротора требуют другой формы лопастей - лопасти у MSRX толстые и жесткие, повреждений от них может быть больше. Площадь лопастей маленькая. Результат - среднее время полета Blade MSRX - всего лишь 3-4 минуты.  Народ на форумах уже экспериментирует с заменой лопастей. В ход идут лопасти от MSR, соосников и китайских трехканалок. С чужими лопастями можно увеличить время полета, но как правило в ущерб стабильности и управляемости. Еще одна особенность MSRX - непредсказуемая и очень резкая отечка. Вертолет буквально падает, причем по поведению определить приближение разряда аккумулятора не всегда получается.
  • Конструкция. Общих с MSR деталей почти не осталось (пожалуй это лишь шестерня вала и хвостовой винт). Шасси похожи, но отсек аккумулятора больше смещен вперед, штырьки крепления шасси стали заметно толще (еще одна доработка, у MSR они часто ломались). Хвост похож на мессеровский, но не известно одинаковые ли там стоят моторы. Канопа действительно 100% совместима с MCX2 и апгрейдами на него. Разъемы моторов теперь зафиксированы силиконом, как на MCPX. В целом вертолет более крашеустойчивый. Пока нарекания в основном на то, что отламываются шарики тяг на держателе лопастей. Также на буржуйских форумах есть сообщения о проблемах с платой электроники.

Промо-видео

 Выводы

Blade MSRX и его безфлайбарная система имеют как достоинства (отсутствие откатов и унитаза, гироскоп с удержанием хвоста) так и свои недостатки (малое время полета, критичность к вибрациям, большие обороты ротора и большая опасность повредить что-то ценное). При выборе между MSR X и MSR думаю в первую очередь нужно ориентироваться на отсутствие самостабилизации. Если Вы считаете что у Вас достаточно опыта чтобы совладать управлением настоящей микро-классикой (помните, что летать по большей части придется все-таки в квартире), либо всеми силами стремитесь к большим вертолетам - MSRX будет хорошим подспорьем в отработке полетов "блинчиком". Если для Вас важнее более простое пилотирование и Вы просто летаете в свое удовольствие на FP моделях - MSR для Вас подойдет больше. 

Как всегда, у Horizon Hobby получилось соблюсти разделение моделей по нишам. E-flite Blade MSRX ориентирован прежде всего на давних владельцев MSR, которым непременно захочется привнести новую струю в свое увлечение, а MSR по прежнему является следующим шагом для владельцев MCX2.

Инструкцию по эксплуатации к Eflite Blade mSR X можно скачать здесь.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Вам мелочь, а мне новые посетители!

Похожие записи:

Использование материалов сайта разрешается с согласия автора при условии обязательной ссылки на сайт http://heliblog.ru

13 комментариев к записи “Новый Blade mSRX — безфлайбарные системы в массы!”

  • Vertu пишет:

    Не вполне верно замечание насчет отсутствия стабилизации. Т.е. несомненно, что в точном значении термина ее нет — mSR стабилизировал мех.флайбар относительно гравитации, серьезные системы стабилизации используют разные методы определения горизонта или память о начальном положении вертолета. Здесь есть просто FBL, но настроена она своеобразно: при кратком наклоне и отпускании стика система отрабатывает назад. Т.е. качнули mSRx — он качнулся и вернулся в горизонт. Примерно как mSR делал. Но если стик задержать в наклоне — тогда mSRx поведет себя как нормальная классика с фбл — полетит в сторону крана, сохраняя наклон.
    Ну и несмотря на «качки», при возврате в горизонт mSRx не стоит в точке. Он все время куда-то немного уплывает, хотя и медленно. Надо быть готовым ловить и удерживать. Зато не унитазит, как старый месер…-)

    Ответить на комментарий

    Виталий (http://heliblog.ru) ответил:

    Владельцу виднее! 😉

    Ответить на комментарий

  • Oleg Medvedev пишет:

    А я трекс настроил, хвосты от 100х уже продаются, так что я подожду полгодика-годик.
    Либо безвестных китайцев, либо именитых гонконгцев/тайваньцев.
    Может, всё-таки выйдет бесфлайбарный Align.

    Ответить на комментарий

  • VvZ(Владимир) пишет:

    Скажите, это брак или настройки какие-то: при отсутствии вращения роторов сервы нормально возвращаются в нейтральные положения, а если роторы крутятся — начинают плавно уходить до крайних положений, и чем сильнее отклоняем стики, тем быстрей уход. Теоретически летать получается, но нужно все время осаживать обратным импульсом, иначе разгоняется до максимальной скорости. Пульт пробовал и простой и dx8, глюк сохраняется. Что делать, в магазин нести?

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Я с этой моделью дела так еще и не имел, но думаю что это нормально. У безфлайбарных систем сервы по другому работают — у них электроника каждый момент времени оценивает положение вертолета (его наклоны) и в соответствии с этим дает управление на сервы. Если вертолет зажат в руке и сдвиг серв не дает никакой реакции (вертолет остается в том же положении), то соответственно и команда на их отклонение продолжает поступать. Надеюсь я понятно выразил мысль.
    А то, что летать сложно — так действительно, MSRX для новичков сложнее MSR.

    Ответить на комментарий

  • VvZ(Владимир) пишет:

    Мысль понятна, но непонятно зачем это нужно, чтобы вертолет продолжал движение, когда стик отпущен и ускорялся, когда стик удерживается в одном положении. Это такой вариант круиз-контроля в авиамоделизме? 🙂 Хотя, может быть я испорчен полетами на соосниках в небольшой комнате, и на улице это будет как раз то, что нужно?

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Ну в идеале, конечно, было бы здорово, если было бы 2 режима и возможность переключения между ними. Насколько я знаю, там в железе ограничения — у платы электроники только трехосевой гироскоп, но нет акселлерометров, поэтому если бы она пыталась выравнивать в горизонт — быстро бы накапливалась ошибка определения положения.

    Ответить на комментарий

    VvZ(Владимир) ответил:

    Как накопилась бы ошибка, так тут пилот и подправил бы. А так получается, что править надо все время. 🙂 Но, раз уже это норма для подобной системы, будем привыкать. По-крайней мере с минуту висеть в комнате, не натыкаясь на стены, уже получается. Конечно, надо пробовать на улице, но пока не до того.

    Ответить на комментарий

  • VvZ(Владимир) пишет:

    Мессер Х был мною куплен одновременно с простым мессером и пока лежал в коробке — мне его было жалко. 🙂 И вот, на днях, по дороге на работу (часть пути пролегает в ближнем Подмосковье), решил его опробовать, не надеясь ни на что хорошее, памятуя свои «успехи» с мессером, о которых я уже написал в этом блоге. Съехал с дороги, по грунтовке забрался в поле, достал все причиндалы, и… был просто поражен, насколько управляемым и буквально «ручным» оказался этот аппарат!! Он летит словно по рельсам, практически замечая ветра, он даже способен спокойно висеть при ощутимых порывах, требуя лишь незначительной коррекции. Его не страшно «отпускать» довольно далеко от себя — всегда удавалось вернуть в точку вылета. Потом уже, на даче — спокойно поднимал его выше домов, летал над соседними участками, пугая соседей и прилетал обратно. Еще не было ни одного краша, в то время как на старом мессере, без краша (пусть и небольшого) или вынужденной посадки за пределами видимости, не обходится практически ни один вылет. 🙂 Короче, Мессер Х меня весьма и весьма воодушевил, хоть везде и пишут, что он сложнее в управлении, чем Мессер, но на улице это точно не так. Но комнате ему тесно, во всяком случае в моих неопытных руках. 🙂

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Владимир, спасибо за отзывы!

    Ответить на комментарий

  • VvZ(Владимир) пишет:

    Внимательно изучив работу автомата перекоса мессера Х (у него это нагляднее выражено, чем у флайберных моделей), заметил, что при наклоне тарелки вперед, а это соответствует движению вперед (тангажу) всего вертолета, угол атаки лопастей увеличивается не СЗАДИ, как, казалось бы должно быть (для увеличения тяги в задней половине плоскости винта), а СПРАВА!! Слева же, соответственно, угол атаки уменьшается. Почему так? У МСХ-са, вот только что посмотрел, тоже нет точного соответствия…

    Ответить на комментарий

    Heliblog (Виталий) ответил:

    Форма лопастей другая.
    Вот что John Salt по этому поводу писал:
    The blades too are different using a more conventional higher performance shape over the aggressive delta shape high lift blades used on the flybar version. These performance blades produce a conventional 90 degree gyroscopic precession meaning there is no strange offset swash phasing like on all the other fixed pitch flybar micro helis. This produces swashplate movement that is more intuitive to the first time RC heli flyer because it’s easy to see that a forward cyclic command is now translated directly into a forward tilt of the swash with no funny phasing off angles making servo direction settings a little easier to understand for the newbie.

    Ответить на комментарий

    VvZ(Владимир) ответил:

    Т.е., как я понял, имеют место фазовые сдвиги (запаздывание) (по углу вращения лопастей) точки приложения вектора тяги и поэтому необходимо вводить опережение на определенный угол?

    Ответить на комментарий

Прокомментировать